6 января 2012 г.

Проблемы коммуникативных барьеров специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков.


Сегодня под специальным образованием мы понимаем обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и здоровья, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, на достижение максимально возможного уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Эффективность специального образования зависит от внедрения в жизнь общества принципа нормализации, который гарантирует социальные привилегии проблемным детям наравне с остальными. Но для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо перенести акцент с принципа нормализации на другой важный принцип - "качество жизни". Под последним понимается упор на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на право лиц с ограниченными возможностями здоровья на предоставление им условий для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.
Ученые определяют "качество жизни" как "способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения".
Как показывают результаты ряда зарубежных исследований, "качество жизни" измеряется не только по потребностям самих лиц с нарушениями развития, но и по качеству жизни их семьи. Чем меньше ощущает семья последствия заболевания своего ребенка с нарушением психического и физического развития, тем выше "качество жизни".
Таким образом, повышение "качества жизни" детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнуто, в первую очередь, за счет наиболее полной их социализации, под которой понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья - полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. Следовательно, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования в ХХI веке.
При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция - формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Для того, чтобы интеграция была успешной необходима работа грамотных специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей. При этом необходима налаженная цепочка коммуникативных связей между ребёнком, различными специалистами и родителями.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Коммуникация – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.
2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении.  Коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.
Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её.
Какие коммуникативные барьеры могут возникнуть при общении в специальной школе? Результатами своих наблюдений я хочу поделиться в этой статье.
Я 17 лет работаю учителем начальных классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 8 г. Мурманска. Основной диагноз у детей – ДЦП (детский церебральный паралич). Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. В школе создана и эффективно действует система работы с каждым ребёнком. При поступлении  в школу необходимо тщательно изучить медицинский диагноз, провести первичную диагностику и на основе полученной информации заполнить карту индивидуального сопровождения, где рекомендации дают все специалисты: логопед, психолог, дефектолог, учитель, массажист, преподаватель ЛФК и другие, если это необходимо. Далее все специалисты, работающие с учеником, поддерживают тесный  контакт,  дают необходимые рекомендации и ведут мониторинг проделанной работы. Таким образом,  никаких коммуникативных барьеров между специалистами не возникает.
Какие коммуникативные  барьеры могут возникнуть в цепочке учитель – ученик? 
К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др.
Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:
—  связанных с нарушением движений;
— связанных с нарушением мозга;
—  из-за длительной госпитализации;
—  из-за социально-эмоциональных проблем;
— в связи с физическим дефектом.
Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей с ДЦП.
1 барьер – нарушение формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП. При этом у одних детей преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других – робость, нервозность и плаксивость. Среди вариантов аномального развития личности при ДЦП часто отмечаются: фобический синдром, истероидные реакции, психический инфантилизм. Этот коммуникативный барьер преодолим, если в школе хорошо налажена и работает цепочка психолого-педагогического сопровождения.
2 барьер – речевые нарушения: дизартрия, алалия, анартрия. Речь ученика, при сложных речевых нарушениях смазанная, непонятная или практически не развивается и остаётся на уровне звукоподражательных и лепетных слов. Возникает проблема обучения: как получить обратную связь и оценить работу. При обучении таких учеников помогают компьютерные технологии. Гораздо труднее обучать ученика, у которого отсутствует устная речь, и присутствуют сильные двигательные нарушения (непроизвольные движения, спастические реакции) – он не может пользоваться компьютером. Грамотный учитель применяет альтернативные средства коммуникации («невербальные»): наборы карточек с изображениями, цифрами, знаками, схемами, пиктограммами; используется жестовый язык. Разумеется, использование «невербальных» средств коммуникации не подменяет собой полноценную логопедическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями, однако в значительной мере облегчает решение целого ряда логопедических задач. Таким образом, при грамотном логопедическом сопровождении и этот коммуникативный барьер преодолим. Учитель работает в тесном контакте с логопедом, выполняя все его рекомендации.
Какие коммуникативные барьеры могут возникнуть в цепочке учитель - родители – ученик?
Родители в отношении к своему ребёнку с ограниченными физическими возможностями склонны излишне его опекать (гиперопека), тогда ребёнок слишком сильно будет зависеть от окружающих людей (несамостоятельность), из-за этого он будет лишён социальных контактов, попадёт в изоляцию. Другая опасность – некоторые родители занимают неоправданно жестокую позицию в воспитании ребёнка с ДЦП, требуя от ребёнка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребёнком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей ещё больше ухудшается физическое и психическое состояние. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении у родителей должно быть сформировано правильное отношение к больному ребёнку – это имеет огромное значение для формирования у детей с ДЦП адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств.
Я считаю, проблемы коммуникативных барьеров могут быть успешно решены при правильной организации психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, конечная цель специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья - полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам будет достигнута. За счёт социализации повысится «качество жизни» детей с ограниченными возможностями здоровья.  
Чем меньше ощущает семья последствия заболевания своего ребенка с нарушением психического и физического развития, тем выше "качество жизни".  Доброе отношение близких в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребёнок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребёнок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. Родители должны понять сами и внушить ребёнку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребёнка, тогда он и сам не будет стыдиться своей болезни, не будет замыкаться в своём одиночестве. Такой ребёнок будет лишён эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигает.




Основные источники информации:

1.     Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. «Детский церебральный паралич» - М., 2001.
2.     Архипова Е.Ф. «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом». – М., 1989.
3.     Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. «Воспитание детей с церебральным параличом в семье». – М., 1993.
4.     Калижнюк Э.С. «Психические нарушения при детских церебральных параличах». – М., 1990.
5.     Мастюкова Е.М., Ипполитова  М.В. «Нарушение речи у детей с церебральным параличом», - М., 1985.



Комментариев нет:

Отправить комментарий