Сегодня
под специальным образованием мы понимаем обучение и воспитание детей с
ограниченными возможностями развития и здоровья, направленное на их наиболее
полную социализацию и интеграцию в общество, на достижение максимально
возможного уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Эффективность специального образования зависит от внедрения в жизнь общества принципа нормализации, который гарантирует социальные привилегии проблемным детям наравне с остальными. Но для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо перенести акцент с принципа нормализации на другой важный принцип - "качество жизни". Под последним понимается упор на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на право лиц с ограниченными возможностями здоровья на предоставление им условий для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.
Ученые определяют "качество жизни" как "способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения".
Как показывают результаты ряда зарубежных исследований, "качество жизни" измеряется не только по потребностям самих лиц с нарушениями развития, но и по качеству жизни их семьи. Чем меньше ощущает семья последствия заболевания своего ребенка с нарушением психического и физического развития, тем выше "качество жизни".
Таким образом, повышение "качества жизни" детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнуто, в первую очередь, за счет наиболее полной их социализации, под которой понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья - полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. Следовательно, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования в ХХI веке.
При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Педагогическая интеграция - формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).
Для
того, чтобы интеграция была успешной необходима работа грамотных специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей. При этом
необходима налаженная цепочка коммуникативных связей между ребёнком, различными
специалистами и родителями.
Прежде
чем перейти к анализу коммуникативных барьеров в общении, необходимо осветить
понятийный аппарат форм делового общения.
Общение – сложный
процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а
также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения
являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых
существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек,
передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Коммуникация – понятие,
используемое в социальной психологии в двух значениях:
1.
Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми,
например, структуры межгруппового общения ее участников.
2.
Для характеристики обмена информацией в человеческом общении. Коммуникация выступает как одна из сторон
человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен
представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и
т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.
Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и
явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её.
Какие коммуникативные барьеры могут возникнуть при
общении в специальной школе? Результатами своих наблюдений я хочу поделиться в
этой статье.
Я
17 лет работаю учителем начальных классов в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе № 8 г. Мурманска. Основной диагноз у детей – ДЦП
(детский церебральный паралич). Термин ДЦП обозначает группу двигательных
расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и
проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы
за произвольными движениями. В школе создана и эффективно действует система
работы с каждым ребёнком. При поступлении в школу необходимо тщательно изучить
медицинский диагноз, провести первичную диагностику и на основе полученной
информации заполнить карту индивидуального сопровождения, где рекомендации дают
все специалисты: логопед, психолог, дефектолог, учитель, массажист,
преподаватель ЛФК и другие, если это необходимо. Далее все специалисты,
работающие с учеником, поддерживают тесный
контакт, дают необходимые
рекомендации и ведут мониторинг проделанной работы. Таким образом, никаких коммуникативных барьеров между
специалистами не возникает.
Какие
коммуникативные барьеры могут возникнуть
в цепочке учитель – ученик?
К
основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой части случаев
присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др.
Выделяют
пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:
— связанных с нарушением движений;
—
связанных с нарушением мозга;
— из-за длительной госпитализации;
— из-за социально-эмоциональных проблем;
— в
связи с физическим дефектом.
Изучению нарушения общения у детей с
детским церебральным параличом посвящено много специальных исследований, в
которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции. Этой проблеме
посвящены работы Даниловой Л.А., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., ШипицинойЛ.М.,
и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 –
80 % детей с ДЦП.
1 барьер – нарушение формирования
эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при
гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП. При этом у одних детей
преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная
расторможенность, у других – робость, нервозность и плаксивость. Среди
вариантов аномального развития личности при ДЦП часто отмечаются: фобический
синдром, истероидные реакции, психический инфантилизм. Этот коммуникативный
барьер преодолим, если в школе хорошо налажена и работает цепочка
психолого-педагогического сопровождения.
2 барьер – речевые нарушения: дизартрия,
алалия, анартрия. Речь ученика, при сложных речевых нарушениях смазанная,
непонятная или практически не развивается и остаётся на уровне
звукоподражательных и лепетных слов. Возникает проблема обучения: как получить
обратную связь и оценить работу. При обучении таких учеников помогают компьютерные
технологии. Гораздо труднее обучать ученика, у которого отсутствует устная речь,
и присутствуют сильные двигательные нарушения (непроизвольные движения,
спастические реакции) – он не может пользоваться компьютером. Грамотный учитель
применяет альтернативные средства коммуникации («невербальные»): наборы
карточек с изображениями, цифрами, знаками, схемами, пиктограммами;
используется жестовый язык. Разумеется, использование «невербальных» средств
коммуникации не подменяет собой полноценную логопедическую реабилитацию детей с
ограниченными возможностями, однако в значительной мере облегчает решение
целого ряда логопедических задач. Таким образом, при грамотном логопедическом
сопровождении и этот коммуникативный барьер преодолим. Учитель работает в
тесном контакте с логопедом, выполняя все его рекомендации.
Какие коммуникативные барьеры могут
возникнуть в цепочке учитель - родители – ученик?
Родители в отношении к своему ребёнку с
ограниченными физическими возможностями склонны излишне его опекать
(гиперопека), тогда ребёнок слишком сильно будет зависеть от окружающих людей
(несамостоятельность), из-за этого он будет лишён социальных контактов, попадёт
в изоляцию. Другая опасность – некоторые родители занимают неоправданно
жестокую позицию в воспитании ребёнка с ДЦП, требуя от ребёнка неукоснительного
выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его
двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребёнком этих
требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у
детей ещё больше ухудшается физическое и психическое состояние. При грамотном
психолого-педагогическом сопровождении у родителей должно быть сформировано
правильное отношение к больному ребёнку – это имеет огромное значение для
формирования у детей с ДЦП адекватной самооценки, правильного отношения к
дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств.
Я считаю, проблемы коммуникативных
барьеров могут быть успешно решены при правильной организации психолого-педагогического
сопровождения. Таким образом, конечная цель специального образования детей с
ограниченными возможностями здоровья - полное интегрирование в общество,
использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам
будет достигнута. За счёт социализации повысится «качество жизни» детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Чем меньше ощущает семья последствия
заболевания своего ребенка с нарушением психического и физического развития,
тем выше "качество жизни".
Доброе отношение близких в сочетании с требовательностью помогут ему в
этом. Необходимо также, чтобы ребёнок начинал понимать себя таким, каков он
есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни,
к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них
ребёнок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни.
Родители должны понять сами и внушить ребёнку, что болезнь является лишь одной
из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств,
которые надо развивать. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного
ребёнка, тогда он и сам не будет стыдиться своей болезни, не будет замыкаться в
своём одиночестве. Такой ребёнок будет лишён эгоцентризма, направленности
только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться
тому, чего достигает.
Основные источники информации:
1.
Шипицина
Л.М., Мамайчук И.И. «Детский церебральный паралич» - М., 2001.
2.
Архипова
Е.Ф. «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом». – М., 1989.
3.
Ипполитова
М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. «Воспитание детей с церебральным параличом
в семье». – М., 1993.
4.
Калижнюк
Э.С. «Психические нарушения при детских церебральных параличах». – М., 1990.
5.
Мастюкова
Е.М., Ипполитова М.В. «Нарушение речи у
детей с церебральным параличом», - М., 1985.
Комментариев нет:
Отправить комментарий