2 января 2012 г.

Кодирование информации с помощью мелкого раздаточного материала


Кодирование информации – процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитателя, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога и др. специалистов. Дефекты моторики, обуславливающие изменения в движениях руки, приводят к плохому почерку, низкой скорости письма и являются причиной графических ошибок, а порой способны формировать неправильный двигательный навык письма.
   Трудности при обучении техники письма у детей с ДЦП вызваны: несформированностью или нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей формирование способа удерживания ручки. Повышение тонуса мышц кисти, общее напряжение позы, перетическое состояние мышц кисти и пальцев затрудняют формирование двигательного навыка письма. Поэтому учащиеся выполняют письмо за счёт движения кисти. Пальцы при этом неподвижны, они напряжённо сжимают ручку. Иногда ученики используют движение всей руки. Самостоятельно дети с ДЦП не смогут совершенствовать навык письма, необходимо выделять время на уроке для специальных занятий по формированию навыка письма.
Необходимо много времени уделять обучению учащихся брать разными способами различные мелкие предметы. Уделять внимание трём рабочим пальцам. Очень удобно использовать на самых разных уроках цветные спички.
В первом классе на уроках труда ученики самостоятельно красят гуашью коробок спичек поровну в синий, красный и зелёный цвета.
Далее эти спички используются для кодирования информации на самых разных уроках всю начальную школу.
В 1 классе на этапе обучения грамоте цветные спички используются для построения фонетических схем слов, а так же для построения печатных букв. На уроках математики для счёта и решения задач, построения геометрических фигур. Используем для написания математических диктантов, закодировав ответы разным цветом. Например, если ответ 5 – клади спичку красного цвета; 6 – синего; 7 – зелёного.
3+2; 7-2; 3+3; 6+1; 8-3; 10-3; 3+4; 9-3; 8-1; 9-2 и т.д.
Получается:
__ __ __ __ __  __ __ __ __  и т. д.
На уроках литературное чтение и окружающий мир, цветные спички используем для выполнения тестовых заданий. Например, если ответ ДА – клади синюю спичку, если НЕТ – красную.
ТЕСТ:
В рассказе «Хорошее» рассказано о хороших поступках, которые совершал главный герой.
В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
Два пирожных в одноимённом рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме.
В рассказе Осеевой «Почему» собаку звали Бум.
Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо» и т.д.
РЕЗУЛЬТАТ:
__  __  __  __  __ и т.д.
На уроках русского языка во 2 классе, кодируем цветными спичками части речи.
Работаем цветными спичками : красного, зелёного, синего цвета. На доске карточки, обозначающие части речи цветом: сущ.- красным; прил. – синим; гл. – зелёным. Учитель читает слова, ученики выкладывают спички.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ:
Выпал, уснула, снежок, вьюга, пушистый, сугробы, белые, быстрая, прилетели, снежная, метели, река, закружила, выросли, огромная.
КОНТРОЛЬ ПО ЦВЕТУ: зелёная, зелёная, красная, красная, синяя, красная, синяя, синяя, зелёная, синяя, красная, красная, зелёная, зелёная, синяя.
  Назови части речи. Быстро собери спички в коробку (игра «Быстрые пальчики»).
Закодировав части речи, можно строить схемы предложений. Например, учитель диктует предложение, а дети кодируют его с помощью цветных спичек.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
Утренний ветерок прошумел в вершинах берёз.
РЕЗУЛЬТАТ:
__  __  __      __  __
Предложение может быть записано на доске или другом носителе.
Используем кодирование цветными спичками для закрепления темы «Однокоренные слова».
ЗАДАНИЕ 1.
Обозначь цветом слова: имя сущ. – красным, имя прил. – синим, глагол – зелёным.
СЛОВА:
Свет, светлая, пресветлый, светить, светлячок, светильник, посветить, светлеющий, засветить.
РЕЗУЛЬТАТ:
__  __   __   __   __   __  __   __  __ 
ЗАДАНИЕ 2.
Как можно назвать все эти слова? (однокоренные). Выделите корень в родственных словах.
ВЫВОД: однокоренные слова могут быть разных частей речи.
ЗАДАНИЕ 3.
Поставьте ударение. Объясните, по каким словам можно проверить правописание безударных гласных в корне.
РЕЗУЛЬТАТ:
Свет, светлая, пресветлый – это проверочные слова.
       Используем кодирование цветными спичками для закрепления темы «Склонение имён существительных».
ЗАДАНИЕ: Обозначь цветом склонение имён существительных: 1 скл. – красный, 2скл. – синий, 3скл. – зелёный.
СЛОВА:
Село, дом, поле, конь, папа, собака, речь, печь, семья.
__   __   __   __  __   __   __   __  __
Тема «Время глагола».
ЗАДАНИЕ:
Определи время глагола, обозначь цветом: красный – настоящее время, синий – прошедшее время, зелёный – будущее время.
СЛОВА:
Рыдаю, смотрел, охраняем, влетит, думал, походишь, заругаете, поют.
__   __   __   __   __   __   __   __

Таким образом, практически каждый день ученики работают с мелким раздаточным материалом, что способствует развитию мелкой моторики. Это подтверждают результаты мониторинга по исследованию уровня развития мелкой моторики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий