11 марта 2011 г.

Методика компьютерного урока в начальной школе.


Сегодня педагогическая практика показывает, что компьютерные технологии на уроках могут обеспечивать совершенствование и активизацию учебного процесса, создают положительную мотивацию к учению, способствуют развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности. Всё это актуально для начальной школы. Но компьютеризация помогает справиться ещё с одной серьёзной проблемой. С приходом в школу происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную; резкий переход может негативно сказаться на формировании познавательного интереса в целом. А компьютерные технологии позволяют сделать этот переход плавным и безболезненным. Новый вид деятельности способствует тому, что дети меньше устают. С мультимедийными ресурсами урок становится более динамичным, захватывающим – как для ученика, так и для учителя. Помимо повышения мотивации к учению компьтеризация предлагает богатейшие возможности для индивидуализации обучения – в том числе по объёму, темпу и логике изложения материала, позволяя учесть особенности восприятия учащихся.
  К сожалению, помехой в широком использовании компьютеров в российской школе длительное время являлось не только технология, но и идеология.
  Следует учесть, что овладение компьютерными технологиями может происходить как на специальном уроке информатики, так  и без такового – через различные учебные дисциплины.
   ИКТ способны поставить перед начальным образованием новые цели, а так же облегчить учащимся и учителю достижение традиционных целей образования.
     Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах ( трактовка Г.К. Селевко):
1)как «проникающая» технология; 2)как основная; 3)как монотехнология.
Полагаем, что из перечисленных вариантов использования компьютера в процессе обучения для начальной школы наиболее приемлем вариант «проникающей» технологии,  в которой компьютер становится помощником учителя и учеников не на всех уроках, а лишь в случаях, где его применение особенно эффективно и оправданно.
  Среди основных целей обучения с использованием ПК Г.К. Селевко называет формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовку личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
     Обозначим лишь часть проблем первой ступени образования, которые могут быть решены посредством использования компьютерных технологий в учебном процессе: 1)проблема дефицита подвижной наглядности; 2)в рамках преподавания русского языка позволяет быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с учебным текстом; 3)являются мощнейшим средством речевого развития детей, имеющих разный интеллектуальный потенциал; 4)помогают в литературном творчестве младших школьников; 5)способствуют развитию познавательной самостоятельности; 6)использование компьютера как инструмента в учебной деятельности; 7)средство облегчения и гумманизации учебного труда; 8)использование готовых обучающих программных средств.
    Использование в обучении компьютерных технологий действительно способно облегчить  детям восприятие учебного материала, но от учителя этот урок требует большей подготовки, чем любой другой. Необходимо учесть, что ребёнок не должен находиться у компьютера более 15 минут во избежание ущерба для здоровья младшего школьника.
   Компьютер может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды. Очень важна для начальной школы ещё одна функция компьютера: использование его как инструмента творческой деятельности школьника.
     Выбор учителем методических средств и организационных форм «компьютерного урока» напрямую связан с уровнем технического и программно – методического оснащения учебного процесса в конкретной школе.
    Компьютер используется как в индивидуальном режиме, так и в парной, групповой работе.
    Педагогу, помимо элементарной компьютерной грамотности, необходимо: понимать информационные процессы, происходящие в обществе; знать актуальные информационные ресурсы; уметь пользоваться готовыми информационными ресурсами; уметь создавать их в образовательных целях и с участием воспитанников.

 Урок литературного чтения во 2 классе с использованием технологии «Педагогические мастерские» и ИКТ

Тема: Яков Моисеевич Тайц. Счастье.
Цели:
1.    Познакомить с краткими биографическими  данными Я.М.Тайца и его произведением «Счастье», способствовать осознанию понятия «счастье».
2.    Создать условия для развития артикуляционного аппарата, навыков правильного чтения.
3.    Способствовать воспитанию любви к чтению, умения радоваться за успехи других.
УМК: «Школа России».
Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Оборудование: учебник « Родная речь 2 класс», презентация к уроку.

Ход урока
1.    Речевая разминка. Слайд 2.
a)    Тренировка в произношении сочетаний гласных и согласных: аоуиэ, аиуоэ, уаиоэ; з-с-ж, ш-ж-с, г-к-х;  же-че-ща; тра-тро.
b)   Чтение слов со стечением согласных с помощью способа наращивания:
     ру                         ра                      ро
   дру                       гра                     тро
   друг                     град                   трое
  вдруг                  награда              строю
c)    Скороговорка:
Все бобры добры для своих бобрят.
Учитель прикрывает объектив или выключает мультипроектор.
2.    Индукция.
Учитель: Встречали ли вы счастливых людей? /Ответы детей./
Учитель: Кого можно считать счастливым? /Учащиеся высказывают свои точки зрения./
3.    Самоконструкция
Учитель: Запишите на листках бумаги, что такое счастье. /Учащиеся записывают несколько слов./
4.    Социоконструкция.
Учитель: Обсудите ряд слов в парах.
/Дети в парах обсуждают ряд слов, дополняют ряд словами своего «соседа»./
Учитель: Какое произведение читали дома?
Обсуждение выставки детских иллюстраций к сказке Г.А. Скребицкого «Счастливый Жучок».
Внимание детей обращается на таблицу, которую учащиеся заполнили на предыдущем уроке.

Жанр
Автор
Название
Главный герой
Сказка
Г.А. Скребицкий
Счастливый жучок
Иванов жучок

Учитель: Что хотели иметь для счастья бабочки и жучки?
Учащиеся: Яркие нарядные одежды.
Учитель: А чем был счастлив Иванов жучок?
Учащиеся: Он счастлив тем, что наступило тепло и все кругом ожило, тем, что все радуются приходу Весны. Счастлив тем, что живет в родном лесу, который красиво одела Весна.
Учитель: Кого же писатель считает по-настоящему счастливым?
Учащиеся: Того, кто умеет радоваться за других.
Учитель: Подумайте, в какие цвета можно было бы раскрасить то, что нужно человеку для счастья.
5.    Социализация.
Учащиеся работают в группах, дополняют ряды записанных слов и подтверждают их чтением отрывков из произведения. Учитель организует работу в группах.
Учитель: Какие слова у вас получились?
Учитель: Выберите 3 самых главных.
/На доске выписывается ряд слов./
6.    Афиширование
Представляются результаты работы групп. Задаются вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. Учитель обобщает и конкретизирует ответы детей. Учащиеся называют цвета, объясняют, почему их выбрали.
7.    Самоконструкция.
a)   Рассказ учителя о биографии и творчестве Я.М. Тайца. Слайд 3.
Учитель приоткрывает объектив или включает мультипроектор.
Учитель: Сегодня я хочу вас познакомить с произведением замечательного советского писателя Якова Моисеевича Тайца (30.03.1905 – 04.04.1957). Яков Моисеевич родился в Литве в г. Сморгонь (ныне Гродненская обл.) в апреле 1905 года.  Жили они очень бедно, что даже 2 копейки были целым состоянием. Окончил в Москве Высший художественно-технический институт (1929). Начал печататься в 1930. Автор книг для детей и о детях: «Обидная команда» (1931), сборник рассказов «Откуда ты?» (1935), «Антон и Антоновка» (1936) и др. Он был не только писателем, но и переводчиком и художником. Свои книги иллюстрировал сам.
Маленький читатель в произведениях Я. Тайца получает без назидания уроки мужества, справедливости и доброты, уважения к человеку и любви к родине.
Цикл новелл «Неугасимый свет» (1958) автор посвятил своему детству. Новеллы Якова Моисеевича Тайца отличаются сюжетностью, разнообразными оттенками юмора.
С одним из этих произведений мы познакомимся сегодня на уроке.
b)        Словарная работа. Слайд 4.
Учитель: Перед чтением объясним значение некоторых слов:
Окаймлённый (гвоздиками) – по краям прибиты
Обливная (пряничная лошадка) – сверху полита сахарной глазурью
Выклянчил – выпросил
Протискиваться – пробираться
Расступились – освободили место для прохода
Фальшивая – ненастоящая
Сударик (сударь) – обращение к мужчине
Учитель: Как вы понимаете выражение «Легкая рука»?
Учащиеся: Удачливая.
Учитель: Что означает выражение «Дал волю слезам»?
Учащиеся: От души поплакал.
Учитель: Как называются такие выражения?
Учащиеся: Фразеологизмы.
Учитель прикрывает объектив.
c)         Первичное знакомство с текстом.
Учитель: Сейчас мы с вами проведем упражнение «Чтение за диктором». После чтения выскажите свои впечатления.
Учитель: Какое чувство вызвало у вас рассказ Я.М. Тайца «Счастье»?
Учитель: Как вы думаете, почему Яков Моисеевич так назвал свой рассказ?
Учитель приоткрывает объектив.
Гимнастика для глаз «Солнышко» (слайды 5-6)
Совместно с учителем учащиеся заполняют таблицу (слайд 7):
Жанр
Автор
Название
Главный герой
Тема
Рассказ
Я.М.Тайц
Счастье
Мальчик Яша
Счастье

Учитель: Давайте сравним два произведения Г.А. Скребицкого и Я.М. Тайца. Посмотрите внимательно на таблицы и скажите, чем отличаются эти два произведения? /Учащиеся высказывают свои мнения./
Учитель: Что такое рассказ?
Учащиеся: Небольшое художественное произведение, в котором обычно изображают какое-нибудь отдельное событие в жизни человека, без подробного описания его прошлой и будущей жизни.
Учитель: Чем похожи произведения?
Учащиеся: Тема одна и та же.
Учитель прикрывает объектив или выключает мультипроектор.
d)                 Работа с текстом.
Учитель: Что хотел выиграть Яша?
Учащиеся: Ярко-красную обливную пряничную лошадку с выгнутой шеей и задранным хвостом.
Учитель: Почему мама не хотела дать денег?
Учащиеся: Они жили очень бедно.
Учитель: С каким настроением бежал малыш к своему счастью? /Учащиеся высказывают свои мнения./
Учитель: Какое состояние души было у него после неудачной игры? /Учащиеся высказывают свои мнения./
Учитель: Найти в тексте описания:
I ряд – продавца счастья;
II ряд – игрового столика;
III ряд – пряничной лошадки.
Учитель: Маленький, а хитрый – кто-то крикнул из толпы. А вы как думаете, правы ли они?
Учитель: Что считал счастьем 5летний Яша? /Учащиеся высказывают свои мнения./
Учитель: А как мама объяснила, что такое счастье? Прочитайте отрывок.
/Чтение отрывка из произведения./
Учитель: Что считал счастьем Яков Моисеевич, когда уже вырос и стал старше?
Учащиеся: Счастье – это твои руки, твоя сила, твоя голова.
Учитель: Прочитайте, как об этом написано в рассказе.
/Чтение отрывка из произведения./
Учитель: Как вы понимаете это выражение «Счастье – это твои руки, твоя сила, твоя голов»?
/Учащиеся высказывают свои точки зрения./
e)                  Социоконструкция. Слайд 8.
Учитель приоткрывает объектив или включает мультипроектор.
Учитель: Давайте с вами запишем, как считают что такое счастье
Жук –
Мальчик Яша –
Мама –
Яков Моисеевич –
/Дети самостоятельно делятся на группы в зависимости от того, чьи мнения они хотят отстаивать./
f)                   Социализация.
Учитель организует работу детей в группах.
g)                 Афиширование.
Каждая группа делится своим мнением. Учитель уточняет ответы детей.
h)                 Разрыв. Слайд 9.
Учитель: Счастье каждый понимает по-своему. 
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон)
«Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И. Гете)
«Счастье возможно только тогда, когда человек становится источником счастья для других». (Инаят Хан Хидаят)
«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». (Пифагор Самосский)
Учитель: В словаре Ожегова С.И. – чувство, состояние полноценного удовлетворения.
8.    Самоконструкция.
а) Работа с пословицами. Слайд 10.
Учитель: Прочитайте пословицы.
Наше счастье в наших руках.
Всяк своего счастья кузнец.
Счастье не в воздухе вьётся, а руками достается.
Учитель: Подходят ли они к теме нашего урока? Как вы понимаете эти пословицы?
Учитель выключает мультипроектор.
б) Мини-сочинение «Что такое счастье?»
в) Афиширование.
Чтение сочинений.
9.    Рефлексия.
Учитель: Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока?
Учитель: Что хотел сказать автор?
Учитель: Изменилось ли Ваше мнение о том, что такое счастье?
Учитель: А вы за кого можете порадоваться. Оцените товарищей.
10.     Домашнее задание по выбору. 
Составить план и подготовиться к пересказу.
Подготовить выразительное чтение отрывка и нарисовать иллюстрацию к нему.
      Используемые источники:
1.    Кутявина C.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс – М.: Вако, 2009.
5.    Афоризмы – http://www.aforismo.ru/authors/2878/10/
6.    Биография и творчество Я.М. Тайца – http://artru.info/ar/19396/
7.    Биография и творчество Я.М. Тайца – http://lib.rus.ec/a/14021
8.    Словарь Ожегова С.И.  – http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt



Основная литература:
1.       Соколова Т. Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 96 с.
2.       Соколова Т. Е. Персональный компьютер  на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009. – 93 с.

Дополнительная литература:
1.       Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
2.       Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик [и др.]. – Минск : Красико-Принт, 2009. – 176 с.
3.       Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – URL: www.mon.gov.ru
4.       Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.

           

Комментариев нет:

Отправить комментарий