27 февраля 2011 г.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования.


1.Перечислите отличительные особенности предлагаемой в проекте стандартов системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов  деятельности системы образования.
Основной предмет обсуждения — итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования.
Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной  и критериальной базы оценки;
• оценка  успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно -деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - практических и учебно -познавательных задач;
• оценка динамики образовательных достижений учащихся;
• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
• использование  персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
• использование  накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности  школьников (умения учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные,  метапредметные  и  предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так к  основным результатам начального общего образования стандарт относит:
• формирование  универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
• воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно - познавательных и учебно - практических задач;
• индивидуальный прогресс в основных сферах развития  личности—мотивационно - смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Даже краткое описание некоторых особенностей предлагаемой системы оценки: регламентация мониторинговых процедур наряду с аттестационными; введение оценки контекстной информации; использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной основы оценки, указывает на значительные отличия новой системы.
1.       Каким образом реализуется критериальный подход к оценке действий ученика?
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Содержание оценки и ее критериальная база уточняются при разработке операционализированного перечня планируемых результатов.
Для определения критериев оценки достижения планируемых результатов необходимо учитывать следующее. Критерии должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Они должны дифференцировать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях. Они также должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом. Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций (например, освоения изученной темы, раздела, области или сформированности, например, коммуникативной компетенции), а также итоговых результатов освоения учебной программы. Форма представления критериев оценки достижения планируемых результатов может быть различной. Она зависит оттого, какой результат оценивается; как проводится итоговая оценка; какой тип заданий используется в итоговой работе; а также от того, с какой целью эти критерии используются. Например, чтобы объяснить учителям или родителям, как оценивается данный результат, можно привести образец ответа и комментарии к нему. А в итоговой проверочной работе для удобства проверяющих целесообразно кратко представить верные  ответы в виде таблицы, а критерии оценки привести в отдельном документе, дополнив их специальными рекомендациями. При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике). Однако это справедливо не для всех заданий. В ряде случаев вывод о достижении планируемого результата может быть сделан только, если ребенок неоднократно применяет оцениваемый алгоритм, правило и т.д. к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных). В этом случае в критерии необходимо указать, сколько раз ребенок должен правильно применить оцениваемый алгоритм или правило (см. критерии для примеров 2 и 3). Поэтому в заданиях по русскому языку, как правило, дается не одно слово, а набор специально подобранных слов или словосочетаний. Планируемый результат считается достигнутым, если проверяемая орфограмма или правило правильно используется более чем в 65% представленных случаев. К  заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев:  аналитический,  при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный,  при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности. В зависимости от особенностей планируемых результатов в отдельных случаях в критериях даются ограничения, например, приводится комментарий о том, что запись пояснений необязательна. По мере введения планируемых результатов критерии достижения будут уточняться и совершенствоваться. Таким образом, в процессе операционализации планируемых результатов уточняются требования к инструментарию  и критерии оценки (ясность и понятность формулировок, надежность оценки), т. е. конкретные требования к ответу ученика (что должно быть им продемонстрировано для принятия решения о достижении данного планируемого результата).
2.       Каким образом реализуется уровневый подход к представлению результатов освоения основных образовательных программ?
Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня  интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений. Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (в том числе и прежде всего—программы формирования универсальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам.


Источники информации:
  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=450
  2. Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=451



Комментариев нет:

Отправить комментарий