7 июля 2011 г.

Примерные программы начального общего образования по новому стандарту.

Цели и задачи курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:
  •  развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  •  освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  •  овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования небольшого объема;
  •  воспитание  позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Я работаю по программе «Школа России», поэтому в УМК входит программа по русскому языку Л.М. Зелениной и Т.Е.Хохловой.
Цель программы – познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка – устной и письменной.
Программа ориентирована также на формирование у школьников приёмов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
Необходимо формировать у школьников потребность и способность чувствовать и понимать выразительность, ёмкость русского языка, его лексическое и интонационное богатство.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается не частнометодический приём, а общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств, установление последовательности и распределение в определённом объёме времени учебной работы. Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, и предполагает формирование готовности обучающегося к сложнейшим видам интеллектуальной деятельности.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой программой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
         При сравнительном анализе общей характеристики учебного предмета, представленной в примерной программе начального общего образования по русскому языку, и программой по русскому языку Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой я заметила,  что в новой программе ярче отражена социокультурная цель изучения русского языка. Чётче поставлена практическая задача на воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Программа Л.М.Зелениной помогает только формировать у школьников потребность и способность чувствовать и понимать выразительность и ёмкость русского языка.
    Основные содержательные линии.
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
# основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
# орфография и пунктуация;
# развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Основными разделами программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой являются: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика», «Морфология и морфемика», «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».
Формируемые понятия раскрываются на постепенно усложняющемся материале и характеризуются с разных сторон.
Проведя сравнительный анализ основных содержательных линий курса «русский язык», представленной в примерной программе начального общего образования по русскому языку, и программой по русскому языку для начальной школы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой я решила, что в новой программе больше внимания уделено решению практических задач общения и она формирует учащихся, как будущих членов общества. Появился новый раздел – «Виды речевой деятельности».



Источники информации:
  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.- Москва «Просвещение» 2002 г.
  1. Начальные классы.- Москва «Просвещение» 2002г. Примерные программы начального общего образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий