Цели и задачи курса:
В системе предметов
общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и
социокультурную цели.
Познавательная цель
предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического
мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель
изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций
учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной
речи.
Для достижения
поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение
следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении
предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении
русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным
предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Я работаю по программе
«Школа России», поэтому в УМК входит программа по русскому языку Л.М. Зелениной
и Т.Е.Хохловой.
Цель программы –
познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов,
словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией,
синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы
грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания,
познакомиться с особенностями двух форм языка – устной и письменной.
Программа
ориентирована также на формирование у школьников приёмов анализа языкового
материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся
и чувству языка, свойственного детям.
Необходимо формировать
у школьников потребность и способность чувствовать и понимать выразительность,
ёмкость русского языка, его лексическое и интонационное богатство.
Программа предполагает
изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей
познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную
работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к
самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается не частнометодический
приём, а общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели выполняемой
работы, необходимых познавательных действий и учебных средств, установление
последовательности и распределение в определённом объёме времени учебной
работы. Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно
планировать учебную работу, и предполагает формирование готовности обучающегося
к сложнейшим видам интеллектуальной деятельности.
Особое значение для
выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и
творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом.
Программа строится в
соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших
школьников. В сравнении с базовой программой она отличается логикой организации
курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия соответствуют
научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь
в углублении и более широкой конкретизации.
При сравнительном анализе общей характеристики
учебного предмета, представленной в примерной программе начального общего
образования по русскому языку, и программой по русскому языку Л.М.Зелениной,
Т.Е.Хохловой я заметила, что в новой
программе ярче отражена социокультурная цель изучения русского языка. Чётче
поставлена практическая задача на воспитание позитивного,
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты. Программа Л.М.Зелениной помогает только
формировать у школьников потребность и способность чувствовать и понимать
выразительность и ёмкость русского языка.
Основные
содержательные линии.
Материал курса
«Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными
линиями:
# основы
лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
грамматика (морфология и синтаксис);
# орфография и пунктуация;
# развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о
структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а
также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение
орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной
речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки,
определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально
выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в
целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Основными разделами
программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой являются: «Синтаксис и пунктуация»,
«Фонетика и графика», «Морфология и морфемика», «Лексика», «Речевое развитие»,
«Орфография».
Формируемые понятия
раскрываются на постепенно усложняющемся материале и характеризуются с разных
сторон.
Проведя сравнительный
анализ основных содержательных линий курса «русский язык», представленной в
примерной программе начального общего образования по русскому языку, и
программой по русскому языку для начальной школы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой я
решила, что в новой программе больше внимания уделено решению практических
задач общения и она формирует учащихся, как будущих членов общества. Появился новый
раздел – «Виды речевой деятельности».
Источники информации:
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.- Москва «Просвещение» 2002 г.
- Начальные классы.- Москва «Просвещение» 2002г. Примерные программы начального общего образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий