2 августа 2011 г.

Приёмы оценивания качества техники письма младших школьников.


На современном этапе развития начального образования, когда идёт демократизация учебно-воспитательного процесса и больше внимания уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются цели контролирующей и оценочной деятельности учителя.
Эта деятельность педагога имеет не только узкопрактическое значение – для установления соответствия достижений ребёнка обязательным требованиям к результатам обучения, но и прежде всего, педагогическое значение. Учитель, как правило, относится к оценке как своего рода «сигналу» для ученика (не выучил, не научился, не знаешь). Вместе с тем контролирующая и оценочная деятельность это в большей степени для учителя анализ себя, своего труда, его результатов и эффективности (почему не удалось научить, что не учёл, как скорректировать процесс обучения).
Педагогическое значение деятельности контроля и оценки гораздо шире: у учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты, воспитывается самостоятельность и ответственность. Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности. Кроме того, отметка для ребёнка – это постоянная информация о процессе научения (подкрепление, поощрение).

Оценка – процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая учителем по анализу и характеристике деятельности ученика. Качественная,  вербальная (словесная), развёрнутое оценочное суждение.
Отметка -  суммарный показатель полноты и глубины освоения школьной программы, выраженная в баллах по 4-х балльной шкале.
Отметка – форма оценки, «материальный» результат процесса оценивания, единственный формальный отражатель результатов учебной деятельности школьника.
Ш.А. Амонашвили: оценка вообще рассматривается как процесс, действие, а отметка в баллах как результат этого процесса, действия, т.е. на основании оценки появляется отметка как её формально – логический результат.
Понятие «оценка» включает в себя и такие понятия как «оценочное суждение» и «отметка».
Всякой оценке (в широком смысле этого понятия) предшествует оценочное суждение учителя, а всякая балльная отметка сопровождается этим оценочным суждением.
Оценочные суждения учителя ни в коей мере не заменяют, не подменяют, не отменяют оценку и балльные шкалы, а только расширяют их возможности. Усиливают их доказательность, способствуют повышению достоверности (объективности) оценки учебно–познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Принципы безотметочного оценивания  (по Г.А. Цукерман):
1.    Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
2.    Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться.
3.    Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило «добавлять, а не вычитать».
4.     Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
5.    Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий.
6.    Оцениваться прежде всего должна динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
7.    Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.
8.    Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
Виды самооценки: ретроспективная, прогностическая.
Ретроспективная самооценка проще, с неё надо начинать. Два шага формирования:
1.    Ребёнок оценивает свою работу после того, как проверил учитель, т.е. исправил ошибки. А отметку не поставил. Изучив исправления учителя, ребёнок сам оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель.
2.    Ребёнок оценивает свою работу сразу после её выполнения, до учительской проверки. Стимул к самоконтролю.
Прогностическая самооценка – оценка предстоящей работы. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована.
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут, давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям, начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей, совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач, обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы, учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе,
учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком, побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В системе оценивания в начальной школе используются преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах; субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки; оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения, индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
Как уже отмечалось, в начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Опыт и результаты проводимых исследований показывают, что большинство детей 6 – 7 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности, что, безусловно, облегчает задачу учителя начальной школы. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программ начальной школы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся за счет целенаправленной организации системы предшкольного образования.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.
В предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах
раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»; оценивания методом «сложения», который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований; кумулятивной (накопительной) оценки;
открытости и реалистичности норм и критериев; гибкости норм и критериев; признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений. 
 Трудности при обучении техники письма у детей с ДЦП вызваны: несформированностью или нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей формирование способа удерживания ручки. Повышение тонуса мышц кисти, общее напряжение позы, перетическое состояние мышц кисти и пальцев затрудняют формирование двигательного навыка письма. Поэтому учащиеся выполняют письмо за счёт движения кисти. Пальцы при этом неподвижны, они напряжённо сжимают ручку. Иногда ученики используют движение всей руки. Самостоятельно дети с ДЦП не смогут совершенствовать навык письма, необходимо выделять время на уроке для специальных занятий по формированию навыка письма.
В связи с тем, что дети, поступающие в школу, имеют разную степень выраженности двигательного дефекта и различные возможности манипулятивной деятельности рук нужно сразу выявить готовность каждого к обучению технике письма по единой схеме (стартовая диагностика) и проводить повторные обследования в 1 классе – каждую четверть, далее раз в год.

В первом классе проводится безотметочное оценивание, на первом этапе формирую ретроспективную самооценку разных видов работ (обводки, штриховки, копирования). Далее формирую прогностическую самооценку.
Так как на этапе безотметочного обучения необходимо организовать текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения я применяю оценки – наклейки, оценки – картинки для индивидуального поощрения. В классном уголке заполняем «Шкалу успехов», есть стенд под названием «Герой недели». На стенд вывешиваются фотографии «героев», которых выбирают сами дети с помощью учителя  путём обсуждения. Критерии и алгоритм оценивания вырабатываются учителем и учениками совместно (основной принцип: сделал лучше, чем раньше; старался; помогал товарищам).
Итоговое оценивание в 1 классе проводится в виде контрольного списывания, контрольного диктанта (10-12 слов) с различными видами орфографических и грамматических заданий. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся. Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов, но оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: «отлично» - за работу без ошибок, «хорошо» - за работу с одной – тремя ошибками, «удовлетворительно» - за работу с четырьмя – пятью ошибками.
Итоговое оценивание провожу в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (мониторинг – есть динамика, нет динамики).





Литература:
1.    Закон РФ «Об образовании» ст.15 п. 3.
2.    Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо Министерства образования РФ №1561/14-15 от 19.11.1998г. Газета «Начальная школа». – 1999. - №3.
3.    Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Методическое письмо Министерства образования РФ №14-15-140/13 от 21.05.2004г. // Начальная школа до и после. – 2004. - №8.
4.    Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., Педагогика, 1984.
5.    Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. Современный взгляд // Начальное образование. – 2006. - №2. – С. 3-4.
6.    Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности. -  М.: Издатель РассказовЪ, 2002. – 303 с.
7.    Ковалева И.Ю., Бережнова Л.Р., Кохичко А.Н.. Актуальные проблемы развития современной начальной школы: Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2008. -  76 с.
8.    «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» Руководители проекта: Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р.



Комментариев нет:

Отправить комментарий