5 сентября 2011 г.

Обучение технике письма детей, имеющих сложную структуру дефекта. Коррекция мелкой моторики.


Письмо является сложной формой речевой деятельности. Оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков; языкового анализа и синтеза; сформированности лексико-грамматической стороны речи; согласованной работы зрительно-моторной и оптико-пространственной системы. Несформированность или нарушение функций одного из анализаторов затрудняет осуществление зрительно-пространственного гнозиса, праксиса и конструктивной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают процесс овладения графическими навыками. При детском церебральном параличе, который характеризуется несформированностью всех анализаторных систем, ведущим дефектом являются двигательные нарушения.
Недоразвитие хватательной функции кисти мешает овладеть способом удержания ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание тех микродвижений, на основе которых строится двигательный акт письма. В связи с этим необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо выделить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма.
Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитателя, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога и др. специалистов. Дефекты моторики, обуславливающие изменения в движениях руки, приводят к плохому почерку, низкой скорости письма и являются причиной графических ошибок, а порой способны формировать неправильный двигательный навык письма.

   Трудности при обучении техники письма у детей с ДЦП вызваны: несформированностью или нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей формирование способа удерживания ручки. Повышение тонуса мышц кисти, общее напряжение позы, перетическое состояние мышц кисти и пальцев затрудняют формирование двигательного навыка письма. Поэтому учащиеся выполняют письмо за счёт движения кисти. Пальцы при этом неподвижны, они напряжённо сжимают ручку. Иногда ученики используют движение всей руки. Самостоятельно дети с ДЦП не смогут совершенствовать навык письма, необходимо выделять время на уроке для специальных занятий по формированию навыка письма.
       В связи с тем, что дети, поступающие в школу, имеют разную степень выраженности двигательного дефекта и различные возможности манипулятивной деятельности рук нужно сразу выявить готовность каждого к обучению технике письма по единой схеме и проводить повторные обследования в 1 классе – каждую четверть, далее раз в год.
ФФ.и.
Способ удерживания ручки
штриховка
обводка
Манипуляция мелкими предметами
копирование
Тонус мышц при удерживании ручки
Поза во время письма
Изолированные движения

Процесс обучения технике письма разбивается на многие виды работ:
- подготовка руки к письму,
- коррекция дефектов моторики,
- обучение учащихся правильной позе во время письма,
- обучение правильному способу удерживания ручки.
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ. ЗАДАЧИ:
1)      Формирование умения выделять и выполнять движения в плечевом и локтево-лучезапястном суставах руки и различным движениям пальцев рук: имитационные движения «петушок», «паровозик», «мельница», «насос», «пила», «колка дров», «молоток», «хлопушки», «кошка выпустила когти», «сыпать зерно для птиц», т.д. Эти упражнения необходимо делать на каждом уроке в виде разминки или физкультминутки до достижения результата.
Чтобы снять напряжение и обучить дозировать движения при сгибании пальцев хорошо применять: пульвизатор, резиновую грушу, маленькие резиновые мячики, натянутую резинку, специальные тренажёры. Необходимо напоминать, что движения нужно выполнять только пальцами.
2)      Научить учащихся воспроизведению изолированных движений руками. Делать различные упражнения, выполняющиеся поочерёдно то одной рукой, то другой: постукивание, сминание бумаги, «звоночек», сгибание – разгибание и т.д.
3)      Обучать учащихся брать разными способами различные предметы. Уделять внимание трём рабочим пальцам.
4)      ли три части речи, три склонения Развивать свободное движение рабочей рукой при удерживании предметов.
Особое внимание необходоимо обращать на обучение правильным движениям пальцев рук на уроках труда при работе с пластилином, при резании бумаги ножницами.

ОЧЕНЬ УДОБНО РАБОТАТЬ ЦВЕТНЫМИ СПИЧКАМИ.
Три основных цвета (синий, красный, зелёный) помогут зашифровать звуки для работы со схемами слов ии многое другое. Можно использовать цветные спички и на других уроках и внеклассных мероприятиях.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗЕ ВО ВРЕМЯ ПИСЬМА.                                                                                                                                                                                                    
У учащихся с ДЦП приходится очень тщательно отрабатывать все детали, обеспечивающие правильную позу при письме.
1.      Ставить стул на нужное расстояние.
2.      Учитывать не только положение спины, но и положение головы, т.к. у детей патологически усилены позотонические реакции – шейно-тонический рефлекс: от положения головы зависит положение конечностей.
Наиболее правильная поза: тетрадь на расстоянии 20-25 см от края стола, обе руки почти полностью разогнуты в локтевых суставах. Ноги стоят под прямым углом.
Упражнения: руки параллельно, не напрягая, голову поворачиваем, наклоняем; сгибание рук с поворотом головы и без; сгибание пальцев. Необходимо отметить, что при позотоническом рефлексе нужна фиксация зрения на выполняемом движении.
Необходимо напоминать, что при письме рука должна иметь три точки опоры. Расстояние между грудью и краем стола 2 – 3 см.
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ СПОСОБУ УДЕРЖИВАНИЯ РУЧКИ И ДВИЖЕНИЙ РУКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПИСЬМО.
Чрезвычайно важным и ответственным моментом для учеников с ДЦП является взятие ручки. Часто необходимы индивидуальные занятия. На первых уроках нужно оценивать правильное положение и движение ручкой.
Упражнения: имитация, левой в правую, расслабление – напряжение пальцев с ручкой, передвижение пальцев вверх – вниз по ручке, вращение, брать мелкие предметы из коробки пальцами не сдвигая руки, вырывать из бумаги пальцами, тянуть резиночку концом ручки, работа цветными мелками, постукивание; ставим точки, штрихи, спирали, «улитку» только движением пальцев.
В 1 классе планируется материал по трём разделам:
1)      «письмо в воздухе» от 10-7 мин. на уроке.
2)      письмо пальцем, смоченным в воде – 15 мин.
3)      письмо ручкой – 15-20 мин.
В 1 классе учитель ЛФК должен уделять 15 – 20 мин. от урока на развитие мелкой моторики, изолированных движений руки, пальцев.
А так же учителя труда , ИЗО, воспитатель, родители. Конечная цель – автоматизация двигательного навыка письма. При работе с леворукими детьми можно использовать методику М.М. Безруких. При письме левое плечо выдвинуто вперёд. Положение тетради – прямо, не загораживая себе линию строки. Категорически противопоказано требовать безотрывного письма. Направление: слева – направо. Необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента – алгоритм. Особое значение имеет положение ручки при письме – выше 4см от конца.   
В занятия по обучению письму необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. На подготовительном этапе обучения письму необходимо уделить внимание коррекции зеркального письма. Эта проблема разработана в трудах Э.С.Калижнюк. Следует формировать автоматизированные движения слева направо путём рисования «дорожек», «ленточек» и т.д. сначала пальцем в воздухе, со зрительным контролем и без него, и только потом путём написания пальцем или мелом на стекле, грифельной доске и т.п. Комплекс коррекционных мероприятий должен включать также раскрашивание по трафарету асимметричных фигур или букв необходимо проводить анализ расположения различных элементов букв или рисунка. Важно сопоставлять и анализировать правильно и неправильно нарисованные фигуры и буквы.
Формируя у ребёнка с ДЦП первоначальные навыки письма, очень важно решить задачу обучения удержанию ручки или карандаша и формирования графомоторных функций. Но если в силу тяжести двигательных нарушений эта задача не будет решена, нельзя отказываться от обучения. Дети с тяжёлыми нарушениями манипулятивных функций, которые не могут овладеть письмом с помощью ручки, могут научиться печатать на пишущей машинке или компьютере.



Источники информации:
  1. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. М., Владос – 2004 – с.367
  2. Специальная психология, под редакцией Назаровой Н.М. – М., 2002 –с.395
  3. Волкова Л.С. Логопедия – М. -2004 – с.703
  4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом – М. -1985
  5. Левченко И.Ю., ПриходькоО.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.;- М., Издательский центр «Академия», 2001-192с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий