4 сентября 2011 г.

Этнокультурный компонент обучения родному (русскому) языку в начальных классах.


В основе образовательной политики современной России лежит идея толерантности, многокультурности современного общества, которая диктует необходимость обновления содержания курса русского языка, реализующего этнокультурные функции образования, придания ему национального харак­тера.
Духовное переустройство и нравственное возрождение русского обще­ства невозможно без воспитания глубокого уважения и бережной любви к род­ному языку. В языке, хранилище исторической памяти народа, находят свое отражение его образ жизни, особенности психического склада и мента­литета, верования, этические и эстетические воззрения, нравственные тради­ции и модели пове­дения. Вместе с тем, без знания основ народ­ной жизни не­воз­можно воспитать интерес и уважение к культуре других на­родов, т.к. «чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную национальную душу».

Таким образом, проблемы языка сегодня вырастают в проблемы нрав­ственности, исторического сознания и будущего нации, поскольку «...язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно са­мая жизнь… Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и на­род».
Этнокультурный компонент содержания любой изучаемой дисциплины основывается, прежде всего, на понятиях «этнос (этническая общность)» и «культура». Определение содержания этнокультурной составляющей сис­темы обучения младших школьников русскому (родному) языку, на наш взгляд, невозможно без дефиниции базовых категорий, названных выше, а также понятий «русский этнос (нация)» и «русская культура», отражающих национально-психологические особенности русской нации.
Несмотря на различные подходы к пониманию этноса, как природного или социально-исторического явления (Ф.Барт, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.И.Козлов, В.В.Пименов, Ю.П.Платонов, В.А.Тишков и др.), об­щими харак­теристиками этноса являются этническая принадлежность и эт­ническое са­мосознание.
В качестве этнодифференцирующих, т.е. отличающих данный этнос от всех других «могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Список это бесконечен <…> Значение и роль признаков в воспри­ятии членов этноса меняются в зависимости от исторической ситуации, от особенностей этнического окружения и многих других факторов». Тем не менее,  при исследовании этнической принадлежности народов (на­ций), пер­востепенное значение имеют географические, хозяйственно-куль­турные, ан­тропологические, лингвистические, и конфессиональные данные.
Реализация этнокультурного компонента содержания новой системы обуче­ния младших школьников русскому (родному) языку, подразумевает уточнение (переосмысление) некоторых исход­ных положений методики на­чального обучения русскому языку.
1. При обучении языку необходимо учитывать многофункциональ­ность языковой системы, где наряду с коммуникативной (быть средством челове­ческого общения), когнитивной (познавательной, гносеологической, экспрес­сивной, т.е. выражения деятельности сознания), эмоциональной (быть одним из средств выражения чувств и эмоций), в качестве базовой следует реализо­вывать и эпистемическую (гр. epistēmē -  «знание», «познание») функцию языка, связанную с хранением и передачей национального самосоз­нания, традиций культуры и истории русского народа.
2. Национальная языковая картина мира (модель мира, образ мира), со­гласно концепции А.А.Леонтьева, «это не знание для человека: это зна­ния человека. Это не мир вокруг человека, это мир, частью которого чело­век является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Это образ мира, который по­строен не из абстрактных значений, а из лич­ностных смыслов. Иначе го­воря, он одновременно является и образом мира, и образом нашего отно­шения к миру, нашего переживания мира. «Мировоззрение - не холодное и отстраненное воззрение на мир, а виде­ние его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеж­дения, в свете нашего индивидуаль­ного опыта - не только познаватель­ного, но и эмоционально-смыслового».
По мнению Л.В.Савельевой, «осознание национальной картины мира, воплощенной в родном языке, - единственно возможный путь к глубокому и осмысленному уваже­нию каждого языка без исключения – как самобытного способа творческого восприятия реальности, а значит, и уникального сокро­вища в культурных на­коплениях человечества».
3. Ведущими дидактическими единицами обучения в курсе русского (родного) языка должны стать слово и текст.
Слово, «могучий деятель мысли и жизни», в котором «все наше куль­турное богатство, накапливаемое в течение веков»,  рассмат­ривается не только как знак, имеющий внешнюю (звучащую, ви­димую) и внут­реннюю (значение, смысл слова) стороны, между которыми определена ус­ловная (не природ­ная) связь, а как семантически мотивированный знак, имеющий свою внутреннюю форму.
Текст, хранящий «информацию об истории, национальной психологии, национальном поведении, то есть обо всем, что составляет содержание куль­туры», выступает, как основное средство формирования системы ценност­ных ориентаций учащихся.
Общим при отборе лексики и текстов, реализующих этнокультурный компонент содержания курса русского (родного) языка, является концептный (эпистемный) критерий, способствующий интериориза­ции общечеловече­ских ценностей через социально-культурные ценности русского народа, по­скольку «только живя самобытною жизнью, может каж­дый народ принесть свою долю в общую сокровищницу».
4. Важным фактором формирования ценностных отношений, помимо осмысления учащимися содержания понятия и форм проявления, является непосредственное проживание младшими школьниками этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью, поскольку пе­реживание есть «внутреннее отноше­ние ребенка как человека к тому, или иному моменту действитель­но­сти», «...есть что-то находящееся меж­ду лично­стью и средой, означающее отношение личности к среде». При этом «ни одна форма поведения, не является столь крепкой, как связанная с эмо­цией… Ни одна моральная проповедь так не воспитывает че­ловека, как жи­вое чув­ство».
Таким образом, реализация этнокультурного компонента курса рус­ского (родного) языка должна обогатить младших школьников содержанием национального мировоззрения, народной традиции, нравственных устоев, обеспечить формирование российского самосознания и самоидентичности (осознание своей одновременной принадлежности к определенному этносу, национальной культуре и многонациональной стране, общероссийской куль­туре), помочь интеграции на этой основе в национальную и мировую куль­туру.
Для реализации этнокультурного компонента обучения русскому языку необходимо повышать квалификацию учителей начальных классов.
     В  основе системы повышения квалификации учителей должна лежать интеграция культурологического и деятельностного подходов, так как они ориентированы на личностное и профессиональное развитие учителей, особенно в условиях полиэтнических регионов (ими является большинство республик СНГ). Этнокультурная направленность содержания обучения учителей рассматривается, как дальнейшая предпосылка формирования ценностно-мотивационных позиций (понимания культурологических основ педагогической деятельности, феномена этнокультуры, ценностного отношения к носителям различных этнокультур), коммуникативных умений (выстраивать взаимодействие в полиэтническом ученическом коллективе, предвидеть возможности конфликта на этнической основе) и многое другое.
Анализ научно-педагогической литературы, результатов современных исследований проблем этнокультурной направленности образования, изучение условий профессиональной деятельности учителя, многолетний педагогический опыт позволяет сформулировать следующие противоречия: - между потребностью школ в высокопрофессиональных учителях, подготовленных к работе с полиэтническим составом учащихся и отсутствием системы этнокультурной подготовки в профессиональных педагогических образовательных учреждениях; - между современными требованиями к уровню подготовленности учителя с позиций культурологического и деятельностного подходов и существующим знание - ориентированным подходом к содержанию обучения в системе повышения квалификации; - между содержанием и сущностью этнокультурного компонента профессиональной компетентности учителя и практикой формирования в регионе поликультурного образовательного пространства.
  Однако психологи утверждают, что наиболее интенсивно и динамично, процесс интеллектуального и эмоционального развития личности протекает у младшего школьника. Это позволяет нам выделить младший школьный возраст как сензитивный для формирования интереса к русской культуре  и родному языку — одному из главных ее составляющих.
Проблема формирования духовной культуры младших школьников рассматривается в работах О.С. Богдановой, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Л.И. Славиной и др. Вопросы формирования самосознания младшего школьника освещены в исследовании B.C. Мухиной. Автор указывает на то, что уже в шестилетнем возрасте целесообразно формировать национальное самосознание через развитие национальных чувств ребенка. Однако исследования, посвященные этой проблеме, носят, как правило, педагогический характер, или осуществляют ее решение на материале уроков  чтения, не затрагивая уроки русского языка. Остается за рамками научного анализа формирование национального самосознания на уроках русского языка и в условиях новых типов школ, в частности, русской национальной школы, разновидностью которой является православная гимназия, выполняющая социальный заказ части общества.
Идея создания региональной системы русских национальных школ вызвана рядом обстоятельств. На современном этапе в обществе нарастает кризис национального самосознания, в том числе — кризис самосознания русского народа. Это вызвано потерей социального идеала и разрушением основ национально-культурной консолидации.
Внутренний кризис культуры, усугубившийся утратой духовного идеала, ликвидацией интегрирующих общество ценностей, мощной экспансией Запада, побудили Министерство образования в 1993 году заключить контракт с ЮНЕСКО по программе «Развитие национальной школы». Проект утвержден на XXVII Генеральной конференции ЮНЕСКО. Следует отметить, что бурный рост национального самосознания народов Российской Федерации выразился не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании  чувства национальной исключительности.  В этой связи перед русской национальной школой, и в частности, перед православными учебными заведениями выступает задача воспитания такой важной характеристики  личности, как толерантность.  Обращение к проблеме диалога культур в то же время рассматривается русской национальной школой в целях более глубокого постижения русской культуры,  что в свою очередь расширит горизонты понимания  мировой культуры, поскольку, по меткому выражению М.М. Бахтина,  «чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто знает свою национальную душу» .   Главной составляющей русской национальной школы является русский язык в своих исторических и системных связях, русская литература во всем многообразии жанров, русская риторика, основы церковно-славянского  языка. Отсюда вытекает ее базовый принцип: углубленного системного изучения русского языка с его историческими корнями и генетическими связями.


Литература:
  1. Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры. Кафедра начального образования. Актуальные проблемы развития современной школы. Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. Мурманск 2008. Кохичко А.Н. Актуальные проблемы филологического образования в начальной школе.
  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. — 2005. — № 11. — С.68-70.
  3.  Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Педагогика, 1978. —144 с.
  4. Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета. Дис. д-ра пед. н. — Ярославль, 2001. — 533 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий