В основе
образовательной политики современной России лежит идея толерантности,
многокультурности современного общества, которая диктует необходимость
обновления содержания курса русского языка, реализующего этнокультурные функции
образования, придания ему национального характера.
Духовное
переустройство и нравственное возрождение русского общества невозможно без
воспитания глубокого уважения и бережной любви к родному языку. В языке,
хранилище исторической памяти народа, находят свое отражение его образ жизни,
особенности психического склада и менталитета, верования, этические и
эстетические воззрения, нравственные традиции и модели поведения. Вместе с
тем, без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение
к культуре других народов, т.к. «чужую национальную душу может почувствовать и
узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную национальную душу».
Таким
образом, проблемы языка сегодня вырастают в проблемы нравственности,
исторического сознания и будущего нации, поскольку «...язык есть самая живая,
самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие
поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только
выражает собой жизненность народа, но есть именно самая жизнь… Пока жив язык
народный в устах народа, до тех пор жив и народ».
Этнокультурный
компонент содержания любой изучаемой дисциплины основывается, прежде всего, на
понятиях «этнос (этническая общность)» и «культура». Определение содержания
этнокультурной составляющей системы обучения младших школьников русскому
(родному) языку, на наш взгляд, невозможно без дефиниции базовых категорий,
названных выше, а также понятий «русский этнос (нация)» и «русская культура»,
отражающих национально-психологические особенности русской нации.
Несмотря на
различные подходы к пониманию этноса, как природного или
социально-исторического явления (Ф.Барт, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.И.Козлов,
В.В.Пименов, Ю.П.Платонов, В.А.Тишков и др.), общими характеристиками этноса
являются этническая принадлежность и этническое самосознание.
В качестве этнодифференцирующих, т.е. отличающих
данный этнос от всех других «могут выступать самые разные характеристики: язык,
ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле,
миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное
искусство. Список это бесконечен <…> Значение и роль признаков в восприятии
членов этноса меняются в зависимости от исторической ситуации, от особенностей
этнического окружения и многих других факторов». Тем не менее, при исследовании этнической принадлежности
народов (наций), первостепенное значение имеют географические,
хозяйственно-культурные, антропологические, лингвистические, и конфессиональные
данные.
Реализация
этнокультурного компонента содержания новой системы обучения младших
школьников русскому (родному) языку, подразумевает уточнение (переосмысление)
некоторых исходных положений методики начального обучения русскому языку.
1. При
обучении языку необходимо учитывать многофункциональность языковой системы,
где наряду с коммуникативной (быть средством человеческого общения),
когнитивной (познавательной, гносеологической, экспрессивной, т.е. выражения
деятельности сознания), эмоциональной (быть одним из средств выражения чувств и
эмоций), в качестве базовой следует реализовывать и эпистемическую (гр. epistēmē - «знание», «познание») функцию языка, связанную с хранением и передачей национального
самосознания, традиций культуры и истории русского народа.
2. Национальная языковая картина мира (модель мира, образ мира), согласно концепции А.А.Леонтьева, «это
не знание для
человека: это знания человека. Это не мир вокруг человека, это мир, частью которого
человек является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Это
образ мира, который построен не из абстрактных значений, а из личностных
смыслов. Иначе говоря, он одновременно является и образом мира, и образом
нашего отношения к миру, нашего переживания мира. «Мировоззрение - не холодное
и отстраненное воззрение на мир, а видение его через нашу личность, через
мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального
опыта - не только познавательного, но и эмоционально-смыслового».
По мнению
Л.В.Савельевой, «осознание национальной картины мира, воплощенной в родном
языке, - единственно возможный путь к глубокому и осмысленному уважению
каждого языка без исключения – как самобытного способа творческого восприятия
реальности, а значит, и уникального сокровища в культурных накоплениях
человечества».
3. Ведущими дидактическими единицами обучения в
курсе русского (родного) языка должны стать слово и текст.
Слово, «могучий деятель мысли и жизни», в котором «все
наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков», рассматривается не только как знак, имеющий
внешнюю (звучащую, видимую) и внутреннюю (значение, смысл слова) стороны,
между которыми определена условная (не природная) связь, а как семантически мотивированный знак, имеющий
свою внутреннюю форму.
Текст, хранящий «информацию об истории,
национальной психологии, национальном поведении, то есть обо всем, что
составляет содержание культуры», выступает, как основное средство формирования системы ценностных ориентаций учащихся.
Общим при
отборе лексики и текстов, реализующих этнокультурный компонент содержания курса
русского (родного) языка, является концептный (эпистемный) критерий,
способствующий интериоризации общечеловеческих ценностей через
социально-культурные ценности русского народа, поскольку «только живя самобытною
жизнью, может каждый народ принесть свою долю в общую сокровищницу».
4. Важным
фактором формирования ценностных отношений, помимо осмысления учащимися
содержания понятия и форм проявления, является непосредственное проживание младшими школьниками этих отношений во взаимодействии с реальной
окружающей действительностью, поскольку переживание есть «внутреннее отношение
ребенка как человека к тому, или иному моменту действительности», «...есть
что-то находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к
среде». При этом «ни одна форма поведения, не является столь крепкой, как
связанная с эмоцией… Ни одна моральная проповедь так не воспитывает человека,
как живое чувство».
Таким
образом, реализация этнокультурного компонента курса русского (родного) языка
должна обогатить младших школьников содержанием национального мировоззрения,
народной традиции, нравственных устоев, обеспечить формирование российского
самосознания и самоидентичности (осознание своей одновременной принадлежности к
определенному этносу, национальной культуре и многонациональной стране,
общероссийской культуре), помочь интеграции на этой основе в национальную и
мировую культуру.
Для
реализации этнокультурного компонента обучения русскому языку необходимо
повышать квалификацию учителей начальных классов.
В основе системы повышения квалификации
учителей должна лежать интеграция культурологического и деятельностного
подходов, так как они ориентированы на личностное и профессиональное развитие
учителей, особенно в условиях полиэтнических регионов (ими является большинство
республик СНГ). Этнокультурная направленность содержания обучения учителей
рассматривается, как дальнейшая предпосылка формирования
ценностно-мотивационных позиций (понимания культурологических основ педагогической
деятельности, феномена этнокультуры, ценностного отношения к носителям
различных этнокультур), коммуникативных умений (выстраивать взаимодействие в
полиэтническом ученическом коллективе, предвидеть возможности конфликта на
этнической основе) и многое другое.
Анализ научно-педагогической литературы, результатов
современных исследований проблем этнокультурной направленности образования,
изучение условий профессиональной деятельности учителя, многолетний
педагогический опыт позволяет сформулировать следующие противоречия: - между
потребностью школ в высокопрофессиональных учителях, подготовленных к работе с
полиэтническим составом учащихся и отсутствием системы этнокультурной
подготовки в профессиональных педагогических образовательных учреждениях; -
между современными требованиями к уровню подготовленности учителя с позиций
культурологического и деятельностного подходов и существующим знание -
ориентированным подходом к содержанию обучения в системе повышения
квалификации; - между содержанием и сущностью этнокультурного компонента
профессиональной компетентности учителя и практикой формирования в регионе
поликультурного образовательного пространства.
Однако
психологи утверждают, что наиболее интенсивно и динамично, процесс
интеллектуального и эмоционального развития личности протекает у младшего
школьника. Это позволяет нам выделить младший школьный возраст как сензитивный
для формирования интереса к русской культуре и родному языку — одному из главных ее
составляющих.
Проблема формирования духовной
культуры младших школьников рассматривается в работах О.С. Богдановой, Л.И.
Божович, В.В. Давыдова, Л.И. Славиной и др. Вопросы формирования самосознания
младшего школьника освещены в исследовании B.C. Мухиной. Автор указывает на то,
что уже в шестилетнем возрасте целесообразно формировать национальное
самосознание через развитие национальных чувств ребенка. Однако исследования,
посвященные этой проблеме, носят, как правило, педагогический характер, или
осуществляют ее решение на материале уроков
чтения, не затрагивая уроки русского языка. Остается за рамками научного
анализа формирование национального самосознания на уроках русского языка и в
условиях новых типов школ, в частности, русской национальной школы,
разновидностью которой является православная гимназия, выполняющая социальный
заказ части общества.
Идея создания региональной системы
русских национальных школ вызвана рядом обстоятельств. На современном этапе в
обществе нарастает кризис национального самосознания, в том числе — кризис
самосознания русского народа. Это вызвано потерей социального идеала и
разрушением основ национально-культурной консолидации.
Внутренний кризис культуры, усугубившийся утратой
духовного идеала, ликвидацией интегрирующих общество ценностей, мощной
экспансией Запада, побудили Министерство образования в 1993 году заключить
контракт с ЮНЕСКО по программе «Развитие национальной школы». Проект утвержден
на XXVII Генеральной конференции ЮНЕСКО. Следует отметить, что бурный рост
национального самосознания народов Российской Федерации выразился не только в
стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в
культивировании чувства национальной
исключительности. В этой связи перед
русской национальной школой, и в частности, перед православными учебными
заведениями выступает задача воспитания такой важной характеристики личности, как толерантность. Обращение к проблеме диалога культур в то же
время рассматривается русской национальной школой в целях более глубокого
постижения русской культуры, что в свою
очередь расширит горизонты понимания
мировой культуры, поскольку, по меткому выражению М.М. Бахтина, «чужую национальную душу может почувствовать
и узнать лишь тот, кто знает свою национальную душу» . Главной составляющей русской национальной
школы является русский язык в своих исторических и системных связях, русская
литература во всем многообразии жанров, русская риторика, основы
церковно-славянского языка. Отсюда
вытекает ее базовый принцип: углубленного системного изучения русского языка с
его историческими корнями и генетическими связями.
Литература:
- Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры. Кафедра начального образования. Актуальные проблемы развития современной школы. Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. Мурманск 2008. Кохичко А.Н. Актуальные проблемы филологического образования в начальной школе.
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. — 2005. — № 11. — С.68-70.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Педагогика, 1978. —144 с.
- Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета. Дис. д-ра пед. н. — Ярославль, 2001. — 533 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий