31 августа 2011 г.

Развивающие возможности курса «Окружающий мир».


Развитие - частный случай эволюции. Термин, обозначающий такие изменения состояния и структуры объекта, которые могут быть описаны как последовательность, "подчиняющаяся" определённой закономерности. В связи с этим термин развитие имеет ряд контекстных значений:
1. "направленное" изменение структуры;
2. ситуация, когда в качестве определяющего фактора внешней среды выступает человек (частный случай антропоцентризма); в этом контексте развитие есть антропогенная форма эволюции;
3. эволюция объекта как следствие эволюции его структуры и элементов; то есть, когда объект выступает как внешняя среда по отношению к своим компонентам.

Развивающие возможности – средства, условия, обстоятельства, необходимые для осуществления изменения от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящим к качественным преобразованиям. Источником и внутренним содержанием развития является борьба противоположностей, в ходе которой новое одерживает победу над старым.
Развитие интеллекта детей – одна из важнейших задач начального образования, к успешному решению которой стремятся многие современные учителя начальных классов. Это одна из причин востребованности авторских программ и учебников на образовательном рынке, среди которых учитель пытается найти наиболее приемлемый для себя результат.
Анализ программ и школьных учебников разных авторов показывает, что если основной целью обучения избирается интеллектуальное развитие учащихся, то это с необходимостью заставляет наполнять курс экологическим содержанием. В то же время чем ярче выражен экологический подход авторов к построению курса, тем выше потенциальные возможности этого курса для развития интеллекта детей. Т.П. Богданец (кандидат биологических наук, доцент, преподаватель) ранжировала наиболее распространённые авторские курсы начального естествознания по этому признаку, двигаясь по восходящей линии, получился следующий ряд: «Природа и люди» З.А. Клепининой, «Зелёный дом» А.А. Плешакова, «Мир и человек» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, Н.В. Ивановой и А.С. Раутиана.
Я работаю по программе «Школа России», в учебный комплект которой входит курс «Зелёный дом» А.А. Плешакова. Приоритетной задачей курса, как и программы «Зелёный дом» в целом, является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Важнейшее отличие человеческого мышления от мышления животных состоит в способности понимать смысл – явлений, высказываний и т.п. Смысл – это «содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом» (С.И. Ожегов). Именно смысл делает знание живым. «Живое слово», «живое понятие», «живое знание» (В.В. Давыдов) – это знание, обладающее для человека смыслом. Поэтому для развития мышления важно не только расширение круга изученных фактов, известных терминов и формулировок, схем и выводов, сколько раскрытие смысла даже сравнительно небольшого их числа. В естествознании смысл большинства понятий состоит в понимании причинно-следственных отношений, зависимостей и закономерностей. Под экологическим образованием имеется в виду обучение детей элементарным экологическим знаниям, а так же практическим умениям и навыкам. Изучение начального естествознания в экологическом аспекте может оказать максимальное развивающее воздействие на интеллект младших школьников. Исходя из предмета экологии, формирование экологического мышления возможно лишь при овладении тремя блоками знаний: о биологических системах, среде их обитания и взаимовлиянии факторов среды и систем.
На уроках естествознания в начальных классах преобладает систематический подход: перечисление, описание и заучивание признаков. Подобный подход формирует у учеников догматичность и метафизичность мышления. Необходимо изучать «логику природы», а значит раскрывать с детьми доступные им природные связи, переведя ход ученических исследований в экологическое русло.
Для учителей начальных классов, имеющих слабую естественнонаучную подготовку, должны быть разработаны конкретные рекомендации по применению наиболее эффективных методов и методических приёмов развивающего обучения при изучении курса начального естествознания с экологических позиций.
 Так как сейчас для проведения простейших экспериментальных исследований приходится тратить много времени в поисках методических рекомендаций и разработок. Возможность экспериментировать, используя в качестве объектов и приборов хорошо знакомые окружающие предметы и при этом открывать общие законы природы, привлекает ребёнка, будит его интерес, активизирует и развивает мышление.
При проведении наблюдений и опытов учителю необходимо выполнять общедидактические и психолого-педагогические требования к организации такого вида деятельности учеников, но, кроме того, нужно уметь правильно определять тип опыта и в соответствии с ним выбирать методику проведения, оценивать базовые знания детей, правильно интерпретировать результаты. Абсолютно необходимо формулировать исследовательский вопрос, обосновывать ход эксперимента, продумывать форму регистрации результатов и их дальнейшее использование. Нужно побуждать детей осмысливать свои действия, анализировать, сравнивать, делать выводы. По мере взросления учеников и приобретения ими опыта исследовательской работы можно постепенно увеличивать их самостоятельность, передавая им часть организационных функций. При исследовании экологических факторов необходимо стремиться к демонстрации каждого из них в элементарном виде. Нужно изучить закономерность сначала в общем виде, а затем, применяя метод дедукции, находить её проявления во многих частных случаях. Кстати, это очень увлекательное и полезное для развития мышления занятие можно будет практиковать гораздо чаще, чем делается сейчас: дети будут владеть базой данных об элементарных закономерностях. Для выполнения подобных заданий учащиеся должны будут использовать аналогии, переносить знания, совмещать аспекты рассмотрения или вводить новые. Чем больше сведений об условиях жизни в разных средах и о действии различных экологических факторов получит ребёнок, тем богаче будут его представления об окружающем мире, тем точнее и глубже он будет понимать природные зависимости.
Приведу пример изучения темы «Кожа человека и её строение» с использованием экологического аспекта. Заранее, до того как мы подойдём к изучению этой темы, организуется небольшое экспериментальное исследование влияния испарения воды с поверхности тела на температуру этого тела. Установив закономерность, используем эти знания всякий раз, когда при изучении нового материала мы сталкиваемся с её действием, организуем специальный поиск проявлений установленной закономерности в конкретных природных и искусственных условиях, использование её человеком. Кое-что детям может подсказать учитель, но будет лучше, если большую часть примеров они найдут самостоятельно. Когда придёт пора изучать строение человеческой кожи, ученики поймут, почему кожа сухая у человека и всех других сухопутных животных. Они поймут также, почему собака высовывает язык, когда ей жарко, почему не нагреваются живые листья растений, растущих на солнцепёке, почему зимняя оттепель так страшна лесным обитателям, почему, спасаясь от жары, люди заворачиваются в мокрую простыню и т.д., ещё десятки «почему» получат своё разрешение.
При проведении уроков использую методические рекомендации Татьяны Павловны Богданец по применению наиболее эффективных методов и методических приёмов развивающего обучения при изучении курса начального естествознания с экологических позиций. Прекрасно прошёл урок по теме «Температура» (статья «Самая скучная тема начального естествознания. На первый взгляд»).
Экологический подход, пронизывающий и организующий курс природоведения, делает его единым целым, позволяет интегрировать данные из различных областей естествознания, развивать научное диалектическое мышление, раскрывать смысл естественнонаучных знаний, делая их «живыми» для ребёнка, формировать взгляд на мир как на единое целое. Многочисленные простейшие опыты и наблюдения, которые ученик может выполнить не только под непосредственным руководством учителя, но и самостоятельно, соответствуют возрастной потребности ребёнка к исследованиям окружающего мира, развивают любознательность и интерес к предмету, позволяют получить знания в практической деятельности, что невозможно переоценить.



Источники информации:
1.       Примерные программы начального общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 . Расположение документа:  папка 1 ФГОС НШ от 03.06.09 с дополн. / папка 5 Программы НШ /
2.       Экологический подход и развивающие возможности начального естествознания ...
www.school2100.ru/upload/9616ce630a19f09e9dc9876c82ac22f4.pdf
3.       Т.П.Богданец «Самая скучная тема начального естествознания. На первый взгляд».// Начальная школа: плюс – минус.- 2002 - №5 – с.72 -76.76/
       

Комментариев нет:

Отправить комментарий