24 августа 2011 г.

Модели инклюзивного образования в России и за рубежом


  Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для     всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
  Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

  К сожалению, в России понятия "инклюзия" и "инклюзивное образование" не знакомы широкому кругу общественности. Хотя в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а самообразование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ).
   Несовершенство государственной системы образования, пробелы в системе социальной поддержки, архитектурная недоступность школ, "особое" отношение к детям-с особыми потребностями - перечисленные российские проблемы не позволяют таким детям чувствовать себя полноценными гражданами Российской Федерации. В том числе, в вопросах необходимого и доступного образования.
   В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?
   Ответ на этот вопрос будет отрицательным. Инклюзия отличается от интеграции, которая стала попыткой вернуть учащихся с особыми потребностями в систему общего образования. Следует отметить, что такие учащиеся успешно адаптировались к данным условиям. Нельзя не принять во внимание существование разногласий по поводу «переноса» специализированной помощи и поддержки, которую учащиеся получали в предназначенных для них классах, в общие классные комнаты. На самом же деле специализированная помощь и поддержка не покинули пределы отдельных классов.
   Приоритетом практики интеграции было перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства. Обычно такие дети учились в отдельных классах. Когда данный метод не принес практических результатов и «обычные» школьники не стали чаще общаться с детьми с ограниченными возможностями, представители метода интеграции решили определить учащихся с особыми потребностями в общеобразовательные классы. Однако этого оказалось недостаточно для повышения уровня мотивации и улучшения учебных результатов детей с особыми образовательными потребностями. Преподаватели должны были организовать процесс обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребенка. Когда им не удавалось этого сделать, школьники не участвовали в учебном процессе, и им приходилось ждать специализированной помощи. Исключение из процесса обучения обычно означало, что они не принимали реального участия в жизни класса.
   Таким образом, можно сделать вывод, что перемещение учащихся с особыми потребностями в общеобразовательную школу не являлось верным решением в данной ситуации. Так, если дети с ограниченными возможностями пойдут в массовую школу, это еще не означает, что они успешно освоят ее программу. Следует также сказать об отсутствии в акцентировании внимания на обучение детей тому, что является важным и полезным для них и что поможет им занять активную жизненную позицию в будущем. Приняв во внимание данные факты, учителя изменили систему преподавания и стали применять индивидуальный подход к учащимся, позволяющий учитывать их способности и интересы и цели обучения.
   В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
   Ранее существовавшая система специализированного обучения показала на практике, что индивидуальный подход применялся лишь в случае необходимости. В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе. Действительно, наши школы должны быть инклюзивными школами, в которых ведется инклюзивное обучение.
   Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

Я 17 лет работаю учителем начальных классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 8 г. Мурманска. Основной диагноз у детей – ДЦП (детский церебральный паралич). Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. Таким образом, термином «детский церебральный паралич» объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза. Тяжесть  и распространённость поражения при ДЦП могут быть различными. Есть дети, которые двигательно поражены больше и самостоятельно передвигаться не могут; другие учащиеся передвигаются самостоятельно или с «ходунками». У части детей с гиперкинетической формой ДЦП наличие насильственных движений тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания, а так же существуют недостатки звукопроизносительной стороны речи. У всех учащихся различные по структуре нарушения психического развития.
      Таким образом, в одном классе собираются учащиеся с различными образовательными потребностями. В нашей школе эти различные образовательные потребности удовлетворяются за счёт индивидуального подхода к каждому ученику. Это возможно потому, что классы небольшие (до 10 человек); учителя имеют специальное образование; с детьми работают специалисты (психолог, логопед, дефектолог, массажисты и т.д.); ведутся индивидуальные карты сопровождения; мониторинг развития каждого ребёнка. Важно подчеркнуть, что наша школа общеобразовательная и дети проходят обучение по адаптированной программе 6 вида. Начальная школа занимается по УМК «Школа России», но на каждом уроке кроме учебных и воспитательных задач решаются одна или несколько коррекционных задач. На уроках необходимо избегать объяснения нового материала в большом объёме в один приём; излишней концентрации на фактах и деталях; стресса, связанного с оцениванием; разделения школьников в группы «по способностям»; частого использования стимулирующих методик; стандартизированного тестирования. В процессе обучения нужно применять экспериментальные, стимулирующие активность,  методы обучения; уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета; применять способы поэтапного усвоения нового материала; давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий, но в то же время уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося; исходить из индивидуальных потребностей учащихся. Инклюзивное образование, так или иначе, делает акцент на персонализации процесса обучения.
Инклюзия - это не значит просто собрать всех детей "в кучу", а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой.
Я считаю, что в нашей школе каждый ученик чувствует себя принятым, его способности и потребности учитываются и бывают оценены. Такая возможность появляется, когда есть много разных возможностей проявить свои способности; тогда один становится лучшим математиком, а другой лучшим артистом и т.д. В школе каждую неделю проводится общее мероприятие, в подготовке которого участвуют все дети и взрослые вместе.
Наш педколлектив с большим интересом участвует в дискуссии, развернувшейся по поводу инклюзивного образования. Я считаю, что и в нашей школе соблюдаются все основные принципы ИО. А так, как школа небольшая, то в ней легче создать необходимую для детей с ДЦП материальную базу: пандусы, подъёмник, специальную мебель, коляски, тренажёры и т.д. В школе есть  автобус, поэтому учащиеся каждый день приезжают в школу и уезжают домой.
   Сильной стороной специализированного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. С приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями преподаватели будут сознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Преподаватели общеобразовательной школы в свою очередь обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями.


Источники информации:

1. С. Стабс «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах»,2002г;
(Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources)
2. «На пути к инклюзивной школе» пособие для учителей РООИ "Перспектива" при поддержке Агентства США по международному развитию;
 3. семинар "Развитие инклюзивного образования в массовых школах" 16-17 ноября 2006 год Москва;
 4. Левченко И. Ю.; Приходько О. Г. «Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»; - М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 192 с.
 5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»- Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - М, Гуманит. изд. центр Владос, 2004, -368 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий