26 августа 2011 г.

Разработка учебного проекта на основе вопросов проблемного характера.

Тема проекта
Словарные слова.
Творческое название
Юные грамотеи.
Специализация
Русский язык 2 – 3 класс.
Основополагающий вопрос
Как стать грамотным человеком?
Учебные вопросы
Как научиться писать без ошибок?
Что может нам помочь в запоминании словарных слов?
Проблемные вопросы
Что общего между раком и завтраком?
Как учёбу сделать интересной?
Тема детского исследования
Какие слова спрятались в словарных словах?
Расставь буквы по порядку.
Шифровальщики.
Тема презентации
Увлекательный русский язык. Как учёбу сделать интересной?
Тема публикации
Что общего между раком и завтраком?
Расставь буквы по порядку.
Шифровальщики.


Проектно – исследовательская деятельность трёх групп учащихся.
  1. Примерное содержание детского исследования «Какие слова спрятались в словарных словах?»
Наиболее эффективной является работа, когда трудную орфограмму словарного слова мы связываем с ярким ассоциативным образом, который вспоминается детям при написании данного слова и помогает грамотно его написать. В такой работе со словарными словами можно использовать специальные карточки с напечатанным словарным словом и изображением определённого образа, который вызывает это слово.
Знакомим детей с такой карточкой:
Карточка закрыта
Картинка с изображением рака
   Повторяем несколько раз слово рак, картинка приподнимается вверх, изображение рака подкрепляется прочитыванием слова. Затем открывается всё слово: ЗАВТРАК.
Детям даётся задание, провести исследование орфографического словаря в поиске похожих словарных слов. Публикация на тему «Что общего между раком и завтраком?» Результаты оформляются в виде карточек. Например:

12

Я
ГОД
А
                                                                                                                                                                                                                

         7
ВО
СЕМЬ

Рисунок ока (глаза)
ЯБЛ
ОКО

Мужской женский
ГО
РОД

Рисунок села
ВЕ
СЕЛО
Мужской женский

РОД
ИНА
Рисунок газовой плиты

ГАЗ
ЕТА
Рисунок линейки в 1 м

МЕТР
О
Рисунок капель

КАП
УСТА

Рисунок с детскими лицами
У
ЛИЦА
100
Рисунок с детскими лицами
СТО
ЛИЦА
2.Примерное содержание детского исследования «Расставь буквы по порядку». Пример:
Е ..
В ….
М .
Д ……
Е …..
Д …
Ь …….
Задание: расставь буквы по порядку – по количеству точек.


  •  

  •  


  •  

  •  


  •  

  •  


  •  
О
З
А
Б
В
Т
Е
Р
А
Д
К

  •  



  •  



  •  



  •  

Найди два слова.
Публикация проводится в виде карточек.
3.Примерное содержание детского исследования «Шифровальщики». В эту группу приглашаются самые сильные ученики. Ученики выбирают из словаря слова и шифруют их с помощью символов, шифров, кодов; а так же знания определённого лингвистического материала и знаний по другим учебным дисциплинам. Например:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
а
г
к
о
р
у
ф
ь
л
е
п
с
т
Отгадай слова по шифрам: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1 (капуста); 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8 (картофель).

3
4
5
6
7
8
9
10
1
а
м
н
о
р
к
в
У
2
С
г
д
я
л
ч
ц
т
2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3 (солома).
Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке – узнаете новое словарное слово (берёза).
Мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Расположите местоимённые формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, записанные в скобках (беседа).
Жёлтый
голубой
красный
зелёный
оранжевый
синий
Фиолетовый
М
А
К
Б
О
Й
Н
Расположите квадраты по цвету радуги, соедините буквы (комбайн).
1 буква
2 буква
3 буква
4 буква
5 буква
6 буква
7-8 буквы
Род?
озеро
Падеж? (и.п., р.п., в.п.)
дружбу
Д.п., 1 скл., окончания: е, у, и
Падеж? (д. п., п.п., р.п.)
мамы
Предлог?
Он, и, к.
Окончание?
Ж.р., 1скл.
Окончание неопред. формы гл. ешь, ть, ет
Расшифровав схемы, получим слово: сверкать.
Проектно – исследовательская деятельность третей группы оформляется в виде карточек.
Примерное содержание работы над мультимедийной презентацией « Увлекательный русский язык. Как учёбу сделать интересной?»
Проводится выставка карточек – работ разных учеников. Выбираются самые интересные работы и оформляются в виде слайдов мультимедийной презентации для использования другими учениками.

Основная литература:
1.       Соколова Т.Е., Ковалева И.Ю., Стрельская О.А., Гурова С.И., Бережнова Л.Р., Оломская Т.М. Построение в начальной школе учебного проекта на основе вопросов проблемного характера: Учебно-методическое пособие для дистанционного повышения квалификации учителей начальных классов. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2008. - 56 с.

Дополнительная литература:
1.       Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000 г.
2.       Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2009. – 112 с.
3.       Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителей / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркин и др.]; под ред. А.Б. Ворнцова. – М. : Просвещение, 2009. – 176 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий