25 февраля 2011 г.

Информационная грамотность младших школьников.


     Информационная грамотность – это умение формулировать информационные потребности, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию в каком бы виде она не была представлена.                                                                                       
            Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами. Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
# определять возможные источники информации и способы её поиска;
# оценивать потребность в  дополнительной информации;
# осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
# анализировать полученные сведения, выделяя признаки их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
# организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
# наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
# создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
#использовать информацию для построения умозаключений;
# использовать информацию для принятия решений;
# при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий, а именно:
# с неполными исходными данными, требующих принятия решения о том, какие именно сведения необходимы для выполнения этих заданий;
# требующих поиска дополнительных сведений в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях;
# задания, в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
# задания, в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
#задания,  в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации, задающими порядок относительного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тематический, хронологический и т. д.), причем как минимум одним из этих способов он должен расположить информацию самостоятельно;
#  задания, в которых требуется представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах: текст, таблица, диаграмма, график (за исключением графиков функций), рисунок, схема в виде графа (т. е. в виде набора точек и соединяющих их линий со стрелками или без), в том числе схемы причинно-следственных связей или иных отношений;
#задания,  в которых ученик должен представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками);
# задания, предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.
Кроме того, умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. (1)
Пример урока в режиме проектной деятельности.
Учебная дисциплина: литературное чтение.
Тема урока: Литературные сказки.
Проблемный вопрос: Что общего в литературных сказках?
Цели: повторить и обобщить пройденный материал: авторы, названия, структура сказок; сказочные герои; художественные средства; содержание сказок;
Задачи урока: 1) отрабатывать навык правильного выразительного чтения;2) развивать память, внимание,  связную речь; 3)научить приёмам скоростного поиска в книге нужной страницы;4)развивать умение получать информацию из разных источников(через наблюдения, через общение друг с другом, с учителем, со взрослыми, через работу с учебной и справочной литературой; 5)формировать мотивы познавательной деятельности через участие детей в парной и групповой работе; 6) ответить на проблемный вопрос.
Тип урока: урок – обобщение.
Источники информации:  наблюдение, познавательное общение, результаты тестирования; книги (учебники, словари); компьютерные слайды.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, подготовленные на компьютере слайды по теме урока, раздаточный материал, учебники «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, толковые словари.
 Ход урока:
1.       Организационный момент.
2.       Постановка проблемного вопроса.
3.       Работа с корректурной пробой.  Все буквы «Г» обведите в кружочек, буквы «Э» - в треугольник,  буквы «Ф» зачеркните.
СГЭКАФЭЗГЭКФФАГФ
ЛГОЭЖЬФДАГВФНЭЕЙ
НГАЭМЁКФДФОБГРЫМ
МГОЭЛГОФДЭЦГАМФ
УГФРЭФОГФКЭГФЭГ
Прочитайте оставшиеся слова: «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок».
4.       Названия и авторы сказок. Тестирование умения находить в книге нужную страницу. Оглашение результатов тестирования, проведённого учениками данного(4) класса во 2 и 3 классах. Проверялось умение за 1 минуту найти по оглавлению в книге три текста и вложить закладки на нужные страницы. Выводы: половина учеников 2-3 классов за 1 минуту успевают  найти только один текст из трёх предложенных.
Эксперимент. Задание по типу предыдущего предлагается выполнить за 1 минуту ученикам  4 класса (Работа по учебнику – разделу «Литературные сказки»). Сравнительная оценка результатов тестов во 2-3 и в 4 классе. Довольны ли вы своими результатами? Как вы думаете, зачем нужно уметь ориентироваться в книге быстро? Вы вспомнили названия и авторов всех литературных сказок, которые мы с вами читали.
5.        Умение работать в группе (парная работа с карточками). Соедини имя, отчество и фамилию писателя с названием сказки. Вывод: у всех литературных сказок есть автор.
6.       Самостоятельная работа детей с учебником, поиск информации. Зачин сказки. Найди и прочитай зачин, хором назовём название сказки (чтение по очереди). Вывод: во всех литературных сказках есть зачин.
7.       Сказочные герои. Игра «Узнай сказку». По опорным словам (компьютерные слайды, подготовлены учениками заранее) определите название сказки:                                      ЦАРЕВИЧ  КОЩЕЙ – БЕССМЕРТНЫЙ                 КОБЫЛИЦА ЦАРЬ     МУЗЫКАНТ НЕВЕСТА                                         ЦАРЕВНА СТАРИК         ЦАРИЦА   БОГАТЫРИ    БРАТЬЯ
 Вывод: в каждой сказке есть сказочные герои.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Дружно встали: раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.  А теперь налево тоже поглядим из – под ладошек. И направо, и ещё через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, точно в танце руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу!
8.       Толкование понятий (работа в группах с разными источниками информации). Художественные средства (Э.М.О.). Расшифруйте названия: эпитеты, метафоры, олицетворения. Вспомните, что они обозначают. Некоторые понятия нам знакомы и не нуждаются в объяснении, а другие требуют пояснения. Как поступить, если слово не понятно? (Спросить у родителей, других взрослых, у своих товарищей, посмотреть в словаре) .Объясните с помощью разных источников информации. Что такое эпитет, 1 группа выясняет в кругу своих товарищей. Что такое метафора, 2 группа выясняет у учителя. Что такое олицетворение, 3 группа посмотрит в толковом словаре. (После работы в группах дети дают толкования понятиям и прикрепляют написанные на карточках термины на доску)
Мы будем играть в игру «Собери эпитет». Проверочное упражнение (компьютерные слайды или карточки на доске). Наше упражнение показало, что внимательные ученики успешно усваивают новые термины и могут применить полученные знания на практике.
КРАСНАЯ  ДОБРЫЙ  ЯСНЫЙ  СИНЕ  ЧИСТО  РЕТИВЫЙ
КОНЬ  ДЕВИЦА  ПОЛЕ  МОРЕ  МОЛОДЕЦ  СОКОЛ
Вывод: в литературных сказках используют Э.М.О.
9.       Исследование знания содержания сказки. 1 ученик читает отрывок, продолжаем хором одну строку:
Но царевна молодая,                Между тем росла, росла
Тихомолком расцветая,            --------------------------------.
Коль старушка, будь нам мать,                Коли красная девица,
Так и станем величать.                               -----------------------------.
Женихи ей поклонились,                       И согласно все опять
Потихоньку удалились,                           ---------------------------.
       Наконец себе смекнули,                           «Я ль, на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Чтоб стоять на карауле,                               И услышала в ответ: «Ты царица, спору нет,
Хлеб ночами поберечь,                               Ты на свете всех милее,
-----------------------------.                                  ----------------------------------». И т.д.
Вывод: -Хорошо ли вы знаете содержание сказок?
  1. Работа с учебником. Тренировка  в применении полученных умений на практике. Найдите с помощью закладок концовки сказок, прочитайте. 1 ученик читает – остальные отгадывают название сказки.
Долго не стали думать, честным пирком да за свадебку;
Съехались гости, свадьбу сыграли;
Я там был, там мёд я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало. И всё тут.

И никто с начала мира не видал такого пира. Я там был, мёд, пиво пил.
По усам текло, а в рот не попало.   Вывод: в литературных сказках есть концовка.

11.   Тест по сказкам (подготовлен учениками к уроку – обобщению).
В кого превращалась Марья – царевна? (пчёлка, бабочка, птичка)
Что испекла Марья – царевна Ивану – царевичу? (торт, пирог, пирожки)
Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван – царевич? ( белого, чёрного, серого)
Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне»? (кольцо, зеркало, венец)
Какой отравленный фрукт съела царевна? (грушу, яблоко, слива)
Как звали собаку семи богатырей? (Соколка, Сокол, Соколик)
Кто помог королевичу отыскать невесту? (солнце, месяц, ветер)
12.   Игра «Найди своё место». Ответь на вопрос и найди число на кубике. Пересесть на кубики. Карточки с вопросами подготовлены учениками к уроку – обобщению.
Сколько братьев в сказке «Конёк – Горбунок»? 3
Сколько богатырей в «Сказке о мёртвой царевне? 7
Сколько сестёр у Марьи – царевны в «Сказке о царе Берендее»? 30
Сколько месяцев царь Берендей был в отлучке? 8
Сколько златогривых коней родила кобылица в сказке «Конёк – Горбунок»? 2
Сколько шапок серебра получил за коней Иван – дурак? 10
13.   Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне…», приготовленная заранее.
14.   ВЫВОД: Литературные сказки имеют много общего: есть автор; зачин; сказочные герои; художественные средства (Э.М.О.); концовку; волшебные предметы.
15.   Домашнее задание: Искать общее в других литературных сказках.


Основная литература:
1.       Информационная грамотность в начальной школе // Примерные программы начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 . Расположение документа:  папка 1 ФГОС НШ от 03.06.09 с дополн. / папка 5 Программы НШ / файл 9 Инф. грамотность, внеур. д-сть
2.                Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителей / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркин и др.]; под ред. А.Б. Ворнцова. – М. : Просвещение, 2009. – 176 с.
3.       Соколова Т. Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 96 с.





Комментариев нет:

Отправить комментарий