10 февраля 2011 г.

Система работы учителя по развитию информационной культуры младших школьников. Эффективные приёмы работы с учебной информацией на уроках русского языка.


«Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне».(4)
      Следует специально оговорить принципиальное положение: мы не связываем понятие «информационная культура» исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (будь то книга, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.(3)
     Уровень информационной культуры школьника влияет на здоровье и работоспособность.
Причины непроизводительных затрат времени учащимися на подготовку домашних заданий, на наш взгляд, следует искать в отсутствии должного внимания школы к просчитыванию «учебной трудоемкости содержания обучения» (В. Г. Беспалько), а также в дефиците внимания к научению детей наиболее продуктивным способам работы с информацией в классе и дома.(2)
Целенаправленная работа школы, учителя по формированию информационной культуры школьника, на наш взгляд, способна в какой-то мере снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной (читательской) активности детей.(2)
Познавательная самостоятельность школьника – готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно – поисковую деятельность. Стремление к самостоятельности даёт основание говорить о наличии положительной учебной мотивации, комфортном психологическом состоянии ученика. Среди наиболее важных показателей, свидетельствующих о динамике познавательной самостоятельности учащихся, отметим:
А) рост познавательной мотивации;
Б) сокращение времени на выполнение самостоятельных работ за счёт рационализации
учебного труда;
в) выход познавательной активности школьника за рамки учебного времени. (3)
Уровень информационной культуры влияет на создание здоровьесберегающего пространства школы:
• Эмоционально - поведенческое пространство (уровень коммуникативной культуры учащихся и учителей, эмоционально - психологический климат в школе, в классе).
• Вербальное пространство (речевое поведение учителя и ученика)
• Культурологическое пространство (использование театрализации в преподавании предметов).
   « Приёмы ориентировки в мире информации базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:
·                  На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.
·                  На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией, ссужая при этом круг поиска рациональными приёмами деятельности.
·                  На этапе обработки информации -  умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объём информации в соответствии с учебной задачей.
·                  На этапе хранения информации – осознание и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
При этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не играет принципиальной роли. Он может быть использован в качестве средства достижения искомого результата: либо как единственный источник, либо в интеграции с другими информационными средствами». (3)
Я считаю, что все умения рациональной работы с информацией нужно формировать в начальной школе, но умения необходимые на этапе принятия учебной задачи и на этапе поиска информации надо сформировать в первую очередь.
     Понятия «информационная культура» и «общеучебные умения» тесно связаны между собой.
В новых условиях стремительного роста объема информации в мире идет переоценка ценностей в образовании.
Навыки устного и письменного счета, каллиграфического и грамотного письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей мере признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме. Речь идет о воспитании культуры работы с информацией.
Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом уже само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл.(2)
«Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире (новые технологии и новые модели действий) подразумевают «новую грамотность», – говорится в материалах ЮНЕСКО. Традиционные умения и навыки «обрастают» дополнительными характеристиками. Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо – как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая в себя все типы носителей информации. Арифметический счет связывается с конструированием объектов и действий в реальном мире и его моделях. Таким образом, «новая грамотность» уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим исполнением рутинных инструкций, перенося основной акцент на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила.
ЮНЕСКО определяет понятие «новая грамотность» как сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры. По утверждению авторов, эти умения, навыки, способности служат тем ключом, который открывает двери всех последующих этапов и сфер обучения.(5)
       Действительно, учение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов и пр. Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе говорить о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, т. е. о развитии информационной культуры школьников.
Я применяю эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка: приём поиска информации в книге, тексте; приём сжимания информации; приём запоминания на основе ассоциаций, графических образов, рифм (при работе со словарными словами, правилами ); приём рационального кодирования информации при работе с орфограммами; приём структурирования информации с помощью рисунка при написании изложений и т.д.
Хочу подробнее рассказать о кодировании информации с помощью мелкого раздаточного материала (цветных спичек), т.к. для детей с ДЦП важна работа над мелкой моторикой. Мы самостоятельно изготавливаем раздаточный материал – красим спички в три цвета: красный, синий, зелёный. Работаем с ними на протяжении четырёх лет,  кодируя разными способами: звуки, части речи, склонения и т.д. Используем для построения схем, написания графических диктантов и т.д.
Используем дидактические игры «Зашифруй – расшифруй слова» с помощью таблицы:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
о
Ш
г
А
В
Ф
д
Ж
Ы
2
Р
м
С
И
У
е
Н
к
Ч
Использую метод словесной ассоциации при изучении словарных слов. Как показывает личный  опыт, наиболее эффективной является работа, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается детьми при написании данного слова и помогает грамотно его написать. В работе со словарными словами используются специальные карточки с напечатанными словарными словами и изображением определённого образа, который вызывает это слово. Знакомство с новым словом происходит следующим образом:
- Кто изображён на рисунке? (Рак)
Карточка закрыта.
Картинка с изображением рака.

- Повторяем несколько раз: рак. Открываем всё слово: завтрак.
Работаем с упражнениями, предусматривающими выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. Например:
- Расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них:
Е ..
М .
В  ….
 Д ……
Е …….
Д
Ь …….
Во вторую группу включены упражнения, предусматривающие работу с символами, шифрами, кодами. В третью группу включаются упражнения на знание определённого лингвистического материала. В четвёртую группу входят упражнения, предусматривающие использование знаний учащихся по другим учебным дисциплинам.
Для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся провожу слуховые диктанты предложений (слов) цифрами; списывание предложений без пробелов, заведомо неверных по смыслу предложений, предложений с одновременным заданием изменить одно слово; списывание с сокращениями, с добавлениями; списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв; списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смещений.
Подтвердить эффективность этих приёмов работы можно с помощью мониторинга знаний, умений и навыков, проводимый в течение работы: дети стали лучше ориентироваться в книге, тексте; запоминать правила и словарные слова; писать диктанты и изложения; есть динамика  в развитие мелкой моторики. В результате такой целенаправленной работы повысилось качество знаний пор предмету с 64% до 75%; учащиеся грамотно пишут, делают меньше ошибок в словарных словах.






Источники информации:
1.      Папка Книги, статьи / Соколова Т.Е. Серия книг / РР Соколова Т.Е.
2.      Папка Книги, статьи / Соколова Т.Е. Серия книг / Соколова книги 1,2
3.      Соколова Т. Е. Серия книг «Информационная культура младшего школьника». Выпуски 1-8.
4. Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. – Владимир, 1999. – 172 с.
 5. Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО //  Информатика в младших классах:  Прилож. к журналу «Информатика и образование». 1999. –  № 2. – 96 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий