27 января 2011 г.

Литературная сказка

Цели: повторить и обобщить пройденный материал: авторы, названия, структура сказок; сказочные герои; художественные средства; содержание сказок; отрабатывать навык правильного выразительного чтения; развивать память, внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику рук; мышление; связную речь.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка цели урока.
Работа с корректурной пробой. Все буквы «Г» обведите в кружочек, буквы «Э» – в треугольник, буквы «Ф» зачеркните.
СГЭКАФЭЗГЭКФФАГФ
ЛГОЭЖЬФДАГВФНЭЕЙ
НГАЭМЁКФДФОБГРЫМ
МГОЭЛГОФДЭЦГАМФ
УГФРЭФОГФКЭГФЭГ


Прочитайте оставшиеся слова: «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок».
Названия сказок. Вспомните, какие сказки мы с вами читали?  (переворачивать названия на фланелеграфе). Можно ли добавить в этот столбик название сказки «Репка»?  (нет, она народная, а мы читали авторские сказки). Выделите одну из 4 сказок. Назовите причину.
Автор сказки (индивидуальная работа с карточками). Соедини имя, отчество и фамилию писателя с названием сказки ( один человек работает на доске).
Зачин сказки (индивидуальная работа с карточками). Прочитай зачин, хором назовём название сказки (чтение по очереди).
Сказочные герои. Игра «Узнай сказку». По опорным словам определите название сказки:                                  
ЦАРЕВИЧ  
КОЩЕЙ – БЕССМЕРТНЫЙ 
КОБЫЛИЦА ЦАРЬ
МУЗЫКАНТ НЕВЕСТА 
ЦАРЕВНА СТАРИК
ЦАРИЦА
БОГАТЫРИ
БРАТЬЯ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Дружно встали: раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.  А теперь налево тоже поглядим из – под ладошек. И направо, и ещё через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, точно в танце руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу!
Художественные средства (Э.М.О.). Расшифруйте названия: эпитеты, метафоры, олицетворения. Вспомните, что они обозначают. Мы будем играть в игру «Собери эпитет».
КРАСНАЯ ДОБРЫЙ ЯСНЫЙ СИНЕ ЧИСТО РЕТИВЫЙ
КОНЬ ДЕВИЦА ПОЛЕ МОРЕ МОЛОДЕЦ СОКОЛ

Содержание сказки. 1 ученик читает отрывок, продолжаем хором одну строку:
Но царевна молодая,                                    Между тем росла, росла
Тихомолком расцветая,                                ——————————–.
Коль старушка, будь нам мать,                    Коли красная девица,
Так и станем величать.                                 —————————–.
Женихи ей поклонились,                             И согласно все опять
Потихоньку удалились,                                —————————.
Наконец себе смекнули,             «Я ль, на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Чтоб стоять на карауле,                       И услышала в ответ: «Ты царица, спору нет
Хлеб ночами поберечь,                          Ты на свете всех милее,
—————————–.                                  ———————————-». И т.д.
Концовка сказки (индивидуальная работа с карточками). Чтение хором.
Долго не стали думать, честным пирком да за свадебку;
Съехались гости, свадьбу сыграли;
Я там был, там мёд я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало. И всё тут.
И никто с начала мира не видал такого пира. Я там был, мёд, пиво пил.
По усам текло, а в рот не попало.
Тест по сказкам.
В кого превращалась Марья – царевна? (пчёлка, бабочка, птичка)
Что испекла Марья – царевна Ивану – царевичу? (торт, пирог, пирожки)
Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван – царевич? ( белого, чёрного, серого)
Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне»? (кольцо, зеркало, венец)
Какой отравленный фрукт съела царевна? (грушу, яблоко, слива)
Как звали собаку семи богатырей? (Соколка, Сокол, Соколик)
Кто помог королевичу отыскать невесту? (солнце, месяц, ветер)
Игра «Найди своё место». Ответь на вопрос и найди число на кубике.
  • Сколько братьев в сказке «Конёк – Горбунок»? 3
  • Сколько богатырей в «Сказке о мёртвой царевне»? 7
  • Сколько сестёр у Марьи – царевны в «Сказке о царе Берендее»? 30
  • Сколько месяцев царь Берендей был в отлучке? 8
  • Сколько златогривых коней родила кобылица в сказке «Конёк – Горбунок»? 2
  • Сколько шапок серебра получил за коней Иван – дурак? 10
Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне…», приготовленная заранее.
ВЫВОД. Выяснить любимую сказку и героя. Оценить работу учащихся.

1 комментарий: