29 января 2011 г.

Если вежлив ты – это хорошо

Звучит песня «Улыбка» (поём вместе).
Оборудование: карта страны Вежливость на доске и паровозик, цветные полоски с отрывками из пословиц на доске и индивидуальные карточки такого же цвета, игра «Этикет»,
Вступительное слово учителя:
-Почему мы начали с песни? Конечно, она помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, значит проявить своё доброе отношение, расположение к окружающим. А от этого и настроение становится лучше, верно? Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость. Они неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости мы отправляемся с вами в путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну – страну Вежливости. Нас будут ждать приключения, а кое- где испытания, поэтому давайте разомнёмся.
РАЗМИНКА «Вежливо – невежливо» – Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте, а невежливо – топайте.

Поздороваться при встрече (хлопают). Толкнуть и не извиниться (топают). Помочь подняться, поднять вещи (хлопают). Уступить место в транспорте (хлопают). Болтать на уроке (топают). Чавкать во время еды (топают).
Теперь отправляемся в путь (переставить паровозик). Первая станция «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА».
- Поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Слова коротенькие эти повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете, запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (СПАСИБО).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (ДОБРЫЙ ДЕНЬ).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (СПАСИБО).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (ЗДРАВСТВУЙТЕ),
Когда нас бранят за шалости, говорим: (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: (ДО СВИДАНИЯ)
Нужно знать, как дважды два все волшебные слова
В день, пожалуй, раз до ста говорю: (ПОЖАЛУЙСТА)
Товарищи! Твердите с утра по словарю: СПАСИБО, ИЗВИНИТЕ, ПОЗВОЛЬТЕ, РАЗРЕШИТЕ, Я ВАС БЛАГОДАРЮ.
- Молодцы! Отправляемся на следующую станцию НАРОДНОЙ МУДРОСТИ. В народе всегда относились к доброте по – особому. Есть такая пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Это означает, что всем нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. А сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы о доброте. Прочитайте и запомните концовки пословиц на цветных карточках:
…ДОБРОМ ПЛАТЯТ. …ГОВОРИ СМЕЛО. …ТАМ И МИЛОСТЬ. …А ЛАСКА. …БЕЗ ЛАСКОГО СЛОВА.
- Будьте внимательны! Я скажу начало пословицы, найдите продолжение и просигнальте карточкой нужного цвета.
ЗА ДОБРО… ГДЕ ГНЕВ… ПРО ДОБРОЕ ДЕЛО… ВЕРНАЯ УКАЗКА НЕ КУЛАК,… ХУДО ЖИТЬ…
-Молодцы! А у нас гости (входит Незнайка).
Н: Здравствуйте! Меня зовут Незнайка. У вас весело и интересно, можно я тоже с вами буду веселиться?
- Конечно, можно. Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
Н: Я понял и хочу вам помочь. Пусть ребята отгадают мои весёлые загадки. Если слова учат добру и вежливости, то в ответ на неё надо всем вместе сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Давайте ребята порепетируем – произнесём хором. Мы приехали в город НЕ ПОПАДИ ВПРОСАК.
Н: Верно, и вот в чём трудность: эти слова нужно говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом надо промолчать.
-Да, Незнайка, твои загадки очень хитрые, отгадывая, надо быть очень внимательным. Ребята, слушайте, не отвлекайтесь!
Н: Кто из вас, проснувшись бодро. «С добрым утром» скажет твёрдо? +
Кто из вас, скажите, братцы забывает умываться? –
У кого у вас в порядке сумка, книжка и тетрадки? +
Кто из вас молчит, как рыба вместо доброго «спасибо»? –
Кто быть вежливым желает и друзей не обижает?
- Ну вот, Незнайка, ты убедился, что наши ребята хорошо понимают, что стать вежливым нелегко,
Н: Да! И поэтому ребята сейчас убедятся, что вежливости учат не только детей, но и зверей. Посмотрите, как учили вежливости маленького медвежонка.
- Я поняла, мы приехали на станцию ТЕАТРАЛЬНАЯ (ребята разыгрывают сценку).
Медведя лет пяти – шести учили, как себя вести:
-В гостях, медведь, нельзя реветь. Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться.
Снимать пред ними шляпу, не наступать на лапу. Не надо чавкать и зевать, а кто зевает всласть, тот должен лапой прикрывать разинутую пасть. Послушлив будь и вежлив будь, и уступай прохожим путь, а старых уважай и бабушку- медведицу в туман и гололедицу до дома провожай.
Так мишку лет пяти – шести учили, как себя вести.
- Спасибо! Давайте, ребята, похлопаем – так в театре говорят «спасибо» – это правила этикета.
Мы с вами отправляемся на станцию ЭТИКЕТ. Проверим, знаете ли вы, как себя вести в разных ситуациях. Посмотрим, кто из вас быстрее соберёт мозаику. Поставьте весёлого человечка там, где всё правильно, а грустного, где неправильно.
- Наше путешествие подходит к концу, и последняя станция называется ЭКЗАМЕН НА ВЕЖЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА. Он состоит из 3 этапов.
1 ЭТАП «Найди лишнее». Рассмотрите картинки и решите, какая лишняя. На 3 картинках ребята всё делают «так», а на одной – «не так». Найдите её и объясните, что здесь не так.
2 ЭТАП «Цветик – семицветик». Теперь ваши знания проверит волшебный цветок. Вспомните слова, которые нужно говорить, чтобы желание исполнилось. (Лети, лети лепесток …). Вели, чтобы ребята отгадали все загадки и всегда выполняли эти правила:
Для тебя, друг, я составил 7 волшебных важных правил. Эти правила просты, быстро их запомнишь ты.
  1. Как проснёшься, так вставай. Волю лени …(НЕ ДАВАЙ).
  2. Лепесток роса умыла, а тебя умоет…(МЫЛО).
  3. Прежде, чем захлопнуть дверь, всё ли взял с собой (ПРОВЕРЬ).
  4. В школе, в классе не сори. Сор увидишь – …(ПОДБЕРИ).
  5. Ты труд другого уважай. Сам насорил – сам (УБИРАЙ).
  6. Будь в одежде аккуратен: избегай ты (ДЫР И ПЯТЕН).
  7. Мам и пап жалей, люби. Дома близким (НЕ ГРУБИ).
3 ЭТАП. Игра на внимание «Пожалуйста». По моей просьбе вы выполняете определённые команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какое вежливое слово я должна сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете.
ПОЖАЛУЙСТА, поднимите руки вверх. Руки в стороны. ПОЖАЛУЙСТА, отпустите руки вниз. Плечи поднимаем – опускаем. Головой вправо, влево качаем. ПОЖАЛУЙСТА, поворачиваем голову направо – налево. ПОЖАЛУЙСТА, похлопайте в ладоши. Пошевелите пальцами. ПОЖАЛУЙСТА, сложите руки в «замочек». ПОЖАЛУЙСТА, пошевелите пальчиками. Руки вниз. ПОЖАЛУЙСТА, руки вверх, т.д.
КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «Музыкальная». Поём песенку кота Леопольда «Если добрый ты это хорошо».
ВЫВОД. Понравилось ли вам путешествие? А всё ли вы поняли? Расскажите, что надо делать, если вы вежливы. (Стихи «Если вы вежливы…»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий